Убийца издержек


Сумев вывести Nissan из кризиса, в Японии Гон стал суперзвездой. Но в Париже, судя по всему, на теплый прием ему рассчитывать не приходится. Французские профсоюзы готовятся к битве и предупреждают, что Гону придется приспособиться к местным правилам и не пытаться, например, сокращать в Renault рабочие места, что он неоднократно проделывал в Nissan. “Мы боимся, что он считает, что рубить головы – это нормально”, – говорит Филипп Ноэль, представитель крупнейшего во Франции профсоюза Confederation Generale du Travail.

Но чтобы возродить Renault, Гону придется многое изменить в традициях ведения бизнеса при французском “уютном” капитализме. Хотя сейчас норма прибыли у Renault ниже, чем у Nissan, и ей необходимо расширять ассортимент, все же дела у французской компании обстоят гораздо лучше, чем это было у Nissan в 1999 г., когда его возглавил Гон. Рядовые сотрудники Renault против изменений в компании, а профсоюзы уже сейчас грозят Гону забастовками.

Гендиректор Renault и Nissan родился в Бразилии, вырос в Бейруте, а образование получил во Франции – он окончил элитные Ecole Polytechnique и Ecole des Mines. Карьеру Гон начал во французской компании Michelin, выпускающей автомобильные покрышки. Он быстро продвигался по служебной лестнице, но отлично понимал, что Michelin – семейная компания и ее глава Франсуа Мишлен своим преемником видит сына Эдуарда.

На должность исполнительного вице-президента Renault Гона привел в 1996 г. гендиректор компании Луи Швейцер. Renault в этот момент готовилась сообщить о самых больших убытках за всю свою историю. И Гон, не задумываясь, закрыл завод в Бельгии, спровоцировав этим начало забастовки, затронувшей всю Европу. Французская пресса прозвала его за это “киллером издержек”.

Сокращение издержек позволило Renault не только выжить самой, но и собрать $5 млрд для инвестиций в Nissan, который в 1999 г. оказался на грани банкротства. Швейцер признает, что он бы не стал делать эти инвестиции, если бы Гон не согласился возглавить Nissan.

Чтобы спасти японскую компанию, Гон продал принадлежащие ей акции во второстепенных компаниях-поставщиках, взял под свой контроль разработку дизайна автомобилей и увеличил производство в США. Он закрыл пять заводов в Японии и сократил 21 000 рабочих мест из 150 000.

Теперь рабочие Renault беспокоятся, что то же самое он будет делать и в Париже. А вот инвесторы на это надеются: с тех пор как в начале 2003 г. Renault объявила о возвращении Гона, ее акции выросли на 50%. В прошлом году норма операционной прибыли Renault составила 5,9%, а у Nissan – 10%. Большую часть прибыли Renault получает в последние годы от 44% принадлежащих ей акций японского автоконцерна.

У Renault есть и другие слабые места. Компания практически не представлена на самом крупном в мире автомобильном рынке – американском. Еще в 1983 г. Renault предприняла попытку завоевать США, купив автомобилестроительную компанию American Motors, но седаны Alliance и Encore, которые Renault производила во Франции, в США продавались плохо, и компания решила с этого рынка уйти. В 1987 г. Renault за бесценок уступила American Motors компании Chrysler.

Кроме того, эксперты обращают внимание на отсутствие в производственной гамме Renault удачной модели класса люкс. В 2003 г. компании пришлось поставить крест на производстве Avantime – гибриде купе и мини-вэна. Название модели (от франц. avant – “впереди” и англ. time – “время”) породило шутку, что автомобиль настолько обгонял свое время, что его никто не хотел покупать. И лишь недавно Renault начала исправлять еще один стратегический просчет – создание спортивного автомобиля спустя несколько лет после того, как конкуренты Renault поняли, что Европу охватил бум на такие машины.

После прихода в Renault Гон, возможно, постарается наладить производство новой модели класса люкс – этот сегмент считается и прибыльным, и престижным, – а также попытается изменить дизайн автомобилей Renault. Чтобы повысить прибыльность Renault, Гону придется бороться с привычным для Франции, но неэффективным ведением бизнеса, например с долгими собраниями. Патрик Пелата, отвечающий в Nissan за планирование и дизайн, говорит, что, проработав несколько лет в Японии, он пережил шок, когда увидел, что европейцы “тратят слишком много времени на разговоры” и “недостаточно времени на производство”.

А французские профсоюзы боятся, что Гон не пожалеет сотрудников. В Nissan он заставлял топ-менеджмент добиваться очень высокого объема продаж и однажды даже публично пообещал, что, если менеджеры не смогут достичь поставленных целей, вся команда будет отправлена в отставку.

Правда, представители профсоюза Nissan говорят, что в таких вопросах Гон способен проявлять благоразумие. Акира Такакура, генеральный секретарь профсоюза Nissan, вспоминает, что при закрытии завода в Мураяме 3000 сотрудников, которым грозила потеря работы, концерн предложил выбор – перейти на другой завод и жить вдали от семьи или уволиться по собственному желанию. Тем, кто переходил на работу в другой город и жил в общежитиях, которые содержала компания, Гон согласился оплачивать проезд домой три раза в месяц (вместо принятого в подобных случаях в Японии одного раза).

В Японии Гон невероятно популярен: о нем написано множество статей в журналах и снята масса телевизионных программ. В книжных магазинах даже есть секции, где собраны книги о нем. Cамые тривиальные события в Nissan он любит превращать в яркие шоу. Во Франции подобный стиль понимания не находит. В январе французский журнал Le Point написал, что у Гона “раздутое самомнение, которое он подчас контролирует с трудом”. А газета Le Monde недавно написала: “Никто ему не будет делать снисхождений, говорить будут о любой его ошибке”. (WSJ, 26.04.2005, Татьяна Бочкарева)