ЦИТАТА НЕДЕЛИ
В марте пришедший к власти на волне оранжевой революции президент Украины Виктор Ющенко позвал в гости российских олигархов. Встреча вызвала большой резонанс. Впервые крупнейшие российские предприниматели совершили визит к главе другого государства. Накал страстей, сопровождавший события на майдане Незалежности, тогда еще ничуть не утих, и Виктор Ющенко остро воспринимался частью российских элит как отъявленный враг России.
В первую очередь украинские власти попытались успокоить российский бизнес – мол, при новом режиме инвесторам с Востока ничто не угрожает. В стране звучали призывы к пересмотру приватизации – никто не скрывал, что речь идет об активах особо ярых участников клана лишившегося власти Леонида Кучмы. Ющенко убеждал российских предпринимателей, что их-то собственности в республике ничто не угрожает и что в стране будут установлены более прозрачные, чем при его предшественнике, правила игры для бизнеса.
На родине российские бизнесмены давно привыкли, что встреча с главой государства означает для них совсем не дискуссию и не разговор о наболевшем, а получение обязательных к исполнению “установок”. И участники киевской встречи с удовольствием вспоминали, как, спрашивая об их нуждах, украинский президент немедленно давал своим чиновникам “конкретные поручения”.
Но вместо рая для российских предпринимателей послереволюционная Украина оказалась для них крайне неуютным местом. Повисла на волоске судьба принадлежащего “СУАЛу” Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК) – в истории его приватизации нашлись темные пятна. Сейчас суды решают вопрос о его передаче даже не государству, а одной из местных компаний. Украинский фонд Госимущества претендует на часть акций компании “Укртатнафта”, имеющей отношение к российской “Татнефти”.
И уж совершенно невозможно было вообразить в марте “бензиновый скандал”. Уже несколько месяцев на фоне роста мировых цен на нефть и в России, и на Украине дорожает бензин. Российские власти бросились убеждать торговцев нефтепродуктами пожертвовать частью прибыли ради стабильности экономики. Известно, что нынешнее руководство страны умеет, разговаривая с бизнесом, быть убедительным. “ЛУКОЙЛ” пообещал придержать цены лично президенту, а Федеральная антимонопольная служба пытается найти в регионах факты ценового сговора между сетями бензоколонок.
Но украинским властям и такой путь показался чересчур сложным. Молодое правительство страны попросту установило предельные цены на бензин и солярку, а премьер Юлия Тимошенко без особых расследований обвинила российских поставщиков бензина в картельном сговоре.
Между оранжевой революцией и казавшейся исторической встречей Виктора Ющенко с российскими олигархами прошло полтора месяца. Сейчас, еще через полтора месяца, трудно отделаться от ощущения, что надежды, порожденные той встречей, полностью разрушены.