Авиация в штопоре


Правительства европейских стран успешно приватизировали телефонные, энергетические и даже почтовые компании. Но продажа авиакомпаний для некоторых стран выглядит маловероятной. Приватизация затрудняется тем, что в большинстве своем они убыточны. Кроме того, некоторые из них символизируют суверенитет государства.

Сложности с приватизацией хорошо видны на примере венгерской Malev, которую власти пытались безуспешно продать уже четыре раза. Но каждый раз либо не находились покупатели, либо предложенный план развития не устраивал властей. В ноябре прошлого года претендент был только один – сами менеджеры Malev.

Отсутствие серьезных покупателей отчасти вызвано и позицией венгерских властей. Они хотели, чтобы новый владелец гарантировал рабочие места и поддерживал статус национального перевозчика. Финансовый директор Malev Жоржи Гейзл надеется, что новым покупателем сможет стать авиакомпания, которая создаст выверенную до мелочей программу сотрудничества, вместо того чтобы кидать фразы вроде “в Венгрии какая-то авиакомпания продается”.

Проблемы Malev, равно как и ее конкурентов из Греции, Польши, Португалии и Италии, подчеркивают, как быстро они превратились из флагманов в развалины. Не так давно возможность летать с флагом страны на борту ставилась выше прибыли. Но годы государственной поддержки привели к неэффективному управлению и непомерно раздутому штату. Почти 10 лет назад ЕС запретила субсидии государственным авиакомпаниям. У многих с тех пор начались проблемы. Греческая Olympic Airlines в прошлом году понесла убытки в размере $129 млн. И это при том, что летом в стране проводились Олимпийские игры. А убытки итальянской Alitalia составили 850 млн евро. А авиационный аналитик Кейт Макмаллан считает участие убыточных госкомпаний в консолидации отрасли “абсолютно бредовым”.

Правда, недавно Lufthansa купила Swiss International, а AirFrance поглотила KLM Royal Dutch. Обе сделки показывают, что убыточные перевозчики могут привлечь покупателей. Но эти сделки скорее исключение из правила. К примеру, Alitalia выражала желание присоединиться к альянсу Air France-KLM, но получила отказ из-за плачевного положения дел.

Впрочем, есть и положительные примеры. Ирландская Aer Lingus сумела выжить после спада, последовавшего за атаками 11 сентября. Вскоре после терактов компания сократила рабочие места и скопировала модель, по которой работают авиакомпании-дискаунтеры. Сейчас Lingus – одна из самых прибыльных авиакомпаний в мире. Без подобной “шоковой терапии” во времена высоких цен на нефть, жесткой борьбы за пассажиров и низких цен на билеты убыточные компании не смогут долго протянуть.

Впрочем, правительства не оставляют попыток приватизировать свои госкомпании. Две недели назад Греция получила пять предложений по покупке контрольного пакета акций Olympic. Польское правительство пытается привести в порядок дела компании PLL LOT. А итальянские власти в прошлом году дали Alitalia заем в 600 млн евро и пообещали вывести компанию на прибыль до приватизации. (WSJ, 2.05.2005, Николай Борисов)