ВЕКТОР


Фракционная борьба

В мае очередное собрание Российского союза страховщиков (РСА) сформирует новый состав президиума – ключевого руководящего органа, состоящего из страховщиков и представителей государства. При введении в действие закона об ОСАГО два года назад правил отбора не было – в президиум попали 20 самых активных страховщиков. Теперь президиум формируется по принципу: 5% рынка ОСАГО – одно кресло. Лидер рынка – “Росгосстрах”, собравший в 2004 г. 31,64% всех сборов по автогражданке, получит шесть мест в президиуме, два достанутся “РЕСО-Гарантии” (10,86%) и одно – “Ингосстраху” (5,86%). У всех остальных компаний доля сборов меньше 5%, и они теряют свои места в президиуме. Таким образом, “контрольный пакет” в президиуме РСА должен достаться “Росгосстраху”. Поэтому страховщики решили объединить голоса. Инициатором создания блока выступил Страховой дом “ВСК”, объединить “доли рынка” с которым согласились СКПО, компания “НАСТА” и еще около 25 региональных страховщиков. Возможно, к соглашению присоединятся “Спасские ворота” и “РОСНО”. По оценкам ВСК, на долю объединяемых компаний приходится 25% сборов, что обеспечит пять мест в президиуме. Страховщики говорят, что сейчас ведутся переговоры о создании еще нескольких блоков, в том числе из компаний, входящих в ассоциацию “Межрегиональное страховое соглашение”. Ее руководитель Семен Акерман рассчитывает консолидировать 5% рынка с помощью региональных компаний и получить одно место в президиуме. Таким образом страховщики хотят обезопасить себя от гегемонии “Росгосстраха” и сохранить влияние на решения РСА.

Выгодная сделка

“Мечел” открыл для себя новый способ улучшения транспортной инфраструктуры. К купленному у СУЭК порту “Посьет” на Дальнем Востоке группа добавила удмуртский порт “Камбарка”. Необычность такой покупки в том, что до сих пор российские металлургические группы предпочитали вкладываться в морские порты: у “Евразхолдинга” свой порт в Находке, НЛМК владеет портами в Санкт-Петербурге и Туапсе, у ММК есть доля во Владивостокском порту. Такие активы уже давно поделены, но “Мечел” нашел неплохой выход из ситуации. Хотя “Камбарка” сейчас находится в процессе банкротства, она специализируется на перевалке руды, железорудного концентрата и угля и является одним из самых глубоководных речных портов в России. Вдобавок он расположен неподалеку от принадлежащей “Мечелу” “Ижстали” и в относительной близости угольных активов мечеловского “Южного Кузбасса”. “Камбарка” способна принимать суда класса “река – море” с маршрутом не только по России, но и в страны Европы – Финляндию, Швецию, Норвегию, Великобританию – через Балтийское и Северное моря. А стоит речной актив намного дешевле морских портов. Полный контроль обошелся “Мечелу” всего лишь в $3,4 млн. Для сравнения: по оценкам экспертов, НЛМК купил порт в Туапсе не меньше чем за $100 млн.

Мобильники вне закона

Законодательное собрание Пермской области предложило Госдуме одобрить законопроект, предписывающий сотовым операторам отключать абонентов, которые пользуются крадеными телефонами. Для этого пермские законодатели предлагают государству создать общенациональный список телефонов, которые числятся пропавшими. В списке будут указаны идентификационные номера пропавших трубок, и, если одна из них вдруг “оживет”, оператору придется тут же ее заблокировать. Операторы отнеслись к идее с видимым сочувствием. Вот только надо, чтобы список был единый, на всю страну, а то ничего из затеи не выйдет, предупредили они. Иной была их реакция в августе прошлого года, когда с той же самой идеей выступило екатеринбургское УВД. Тогда почти все сотовые компании высказались в том духе, что они бы и рады заблокировать ворованные трубки, да закон не велит. Может, абонент знать не знает, что купленная им трубка на самом деле принадлежит другому человеку? Строго говоря, покупатель и сегодня не обязан требовать с продавца справку о том, что проданный телефон не был украден. Да и операторам вряд ли так уж выгодно отключать абонентов, которые готовы платить за связь. Впрочем, чтобы черную базу данных создать, а потом периодически обновлять, нужны деньги. Кто будет их вкладывать, не ясно. А пока к операторам не лезут в карман и никаких дополнительных расходов не требуют, почему бы и не поддержать благое начинание?