По автогражданке заплатят всем
Западно-Сибирской транспортной страховой компании взялся помочь “Росгосстрах”, который будет принимать заявления о возмещении ущерба по полисам этой компании. Платить по ним “Росгосстрах” не будет, лишь передаст заявления в РСА на случай, если поправки союза будут приняты. По мнению Кигима, эта работа “снимет социальную напряженность”. В ближайшее время “Росгосстрах” объявит об этом в местных СМИ, утверждает вице-президент “Росгосстраха” Игорь Игнатьев.
За последний месяц Федеральная служба страхового надзора (ФССН) приостановила за различные нарушения лицензии пяти из 170 страховщиков по ОСАГО – “АВЕСТ”, Страхового общества правоохранительных органов Республики Татарстан, “Росмедстраха”, “Доверия” и Западно-Сибирской транспортной страховой компании. По словам руководителя страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева, эти компании в сумме заключили 359 000 договоров. К указанным компаниям предъявлено около 5000 требований по выплатам, и, по пессимистичной оценке Ломакина-Румянцева, задолженность по ним может составить 100–125 млн руб. Еще около 80 млн руб. претензий может быть, по прогнозам, предъявлено до конца действия полисов, выданных проштрафившимися страховщиками.
Многие теряющие лицензии страховщики неспособны расплатиться по полисам ОСАГО. Например, объем долгов группы “АВЕСТ” по автострахованию оценивается ее конкурентами в $4 млн. Президент РСА Андрей Кигим признал вчера, что финансовые проблемы “в разной степени” есть у всех страховщиков, лицензии которых были приостановлены.
Закон об ОСАГО действует почти два года, но РСА и ФССН до сих пор не могли объяснить, что именно делать клиентам лишившихся лицензий компаний. По закону об ОСАГО страховщики отчисляют в РСА 1% от сборов на случай банкротства своих коллег. По словам Кигима, в фонде сегодня накопилось около 600 млн руб. Компенсации из этого фонда могут выплачиваться только по ущербу здоровью и не покрывают ущерб автомобилю. Но даже компенсацию по здоровью получить сложно: клиент должен дождаться окончания процедуры банкротства страховщика.
Собрав за неполный 2003 г. и 2004 г. по ОСАГО $2,6 млрд, страховщики наконец решили пойти навстречу автолюбителям. По словам Кигима, РСА подготовил поправки в закон об ОСАГО, по которым выплаты из фонда банкротств РСА по ущербу здоровью и имуществу могут начинаться сразу после отзыва лицензии у страховщика. Фактически РСА берет на себя все обязательства по автогражданке страховщиков, лишающихся лицензий. Вносить поправки в Госдуму будет основной лоббист страховщиков – депутат Александр Коваль. По его словам, это может быть сделано уже на следующей неделе. Коваль рассчитывает, что поправка будет принята в мае-июне.
А пока РСА пытается помочь наиболее проблемным страховщикам, к которым, по словам Кигима, относятся “АВЕСТ” (57 000 договоров) и Западно-Сибирская транспортная страховая компания из Нижневартовска (39 000 договоров). По его словам, с “АВЕСТ” обсуждается вопрос о возможной продаже компании другому страховщику, который возьмет на себя обязательства компании. “Мы работаем в этом направлении”, – подтвердил гендиректор “АВЕСТ” Алексей Степанов, отказавшись комментировать подробности переговоров.
Предложение РСА обрадовало компании, у которых приостановлены лицензии. У РСА хватит средств для выплат по обязательствам всех потерявших лицензии компаний, считает Степанов из “АВЕСТ”. “Чем легче будет получить средства из фондов РСА, тем лучше”, – говорит гендиректор “Доверия” Виктор Рудницкий. Впрочем, Рудницкий считает приостановку лицензии своей компании ошибкой.
Крупные компании также называют шаг РСА правильным, но опасаются, что за его щедрость расплачиваться придется автолюбителям. “Если лицензию отзовут у крупной компании, фонда РСА может не хватить”, – предупреждает гендиректор “АльфаСтрахования” Владимир Скворцов. Гендиректор Национальной страховой группы Алексей Сазонов считает, что инициатива “несколько снизит” негативное отношение населения к ОСАГО. “Но добросовестным страховщикам, возможно, придется платить РСА больше, а это снизит эффективность бизнеса”, – добавляет он. “В результате страховщики могут предложить поднять тарифы [по ОСАГО]”, – заключает Скворцов.