Скупые мейджоры
Сейчас богатство нефтяников базируется на разработке месторождений, которые они приобрели во времена низких цен. Но с 2001 г. цена на нефть выросла почти вдвое. Несмотря на резкое увеличение прибыли, высокие цены принесли большим компаниям проблемы. Ведь чтобы избежать снижения запасов, компаниям необходимо возмещать их.
Но вместе с ценами на нефть выросла и стоимость новых месторождений. Правительства стран, которые контролируют запасы сырья, хотят получать большую долю и, соответственно, прибыль в новых проектах. А некоторые страны, вроде Венесуэлы, Нигерии и Казахстана, стремятся пересмотреть даже действующие контракты.
Большие компании пока не готовы идти на это. А вот меньшие по размеру компании оказались намного сговорчивее. “Они готовы на меньшую прибыль, чем мы”, – говорит гендиректор BP Джон Браун. Недавно BP проиграла несколько аукционов в Ливии и Алжире. А гендиректор ChevronTexaco Дэвид О’Рейли сокрушается, что “эра легкого доступа к энергоресурсам закончилась”. “Конкуренция за новые ресурсы возрастает по всему миру”, – констатирует он.
Чиновники во многих странах предупреждают компании, что таких прибылей от своих инвестиций им больше получать не удастся. “Дни, когда они получали 12–18%, ушли в прошлое”, – уверен Нордин Аит Лауссин, бывший министр нефти Алжира. “Возможно, им необходимо снизить свои прогнозы прибыли”, – считает он.
В прошлом году, когда были сняты санкции с Ливии и она объявила конкурс на свои месторождения, только один из 15 нефтяных блоков достался мейджору – ChevronTexaco. Все остальное отошло сравнительно небольшим компаниям. Самый лакомый кусок из пяти блоков получила американская Occidental Petroleum. Остальные блоки отошли австралийской Woodside Petroleum, алжирской Sonatrach и американской Amerada Hess. После объявления результатов премьер-министр страны Шокри Ганем заявил, что в следующий раз он ждет от крупных компаний более значительных предложений. “Власть развращает и делает их надменными”, – отметил он.
Однако гиганты не сидят сложа руки. Они заключают контракты на государственном уровне. Так, к примеру, ExxonMobil была выбрана Катаром в качестве основного партнера для разработки огромных запасов газа. Кроме того, крупные компании скупают более слабых конкурентов. Недавно ChevronTexaco объявила о покупке Unocal за $16,8 млрд.
Однако у многих остаются сомнения насчет будущего нефтяных гигантов. В последнем докладе Credit Suisse First Boston (CSFB) отмечает, что 13 крупнейших компаний в 2004 г. реинвестировали в свой бизнес 50% средств, полученных от добычи и производства, а в 1990-х реинвестиции составляли 75%. В докладе CSFB говорится, что, если западные крупные компании не начнут тратить больше денег, они “упустят возможность нарастить запасы”. (WSJ, 19.04.2005, Николай Борисов).