Стахановцы в офисе
Первая партия “официальных” трудоголиков московского офиса BBDO недавно вернулась из Египта, где поправляла подорванное нелегкой рекламной работой здоровье. Идея возникла в ноябре прошлого года. “Просто в какой-то момент стало заметно, что в офисе много людей, задерживающихся на работе, причем не для того, чтобы заниматься интернет-серфингом, перестреливаться с коллегами в сетевой игре или писать курсовую, – рассказывает управляющий директор BBDO Moscow Игорь Кирикчи. – Не всем удавалось уйти вовремя в силу обстоятельств и чувства ответственности. Сложный проект, сложный период, сложный клиент”. Конечно, добавляют в агентстве, компания старается сделать все возможное, чтобы люди уходили домой вовремя: нанимает дополнительный персонал, структурирует работу. Но не всем удается помочь быстро. “Порой трудно быстро найти нового сотрудника, соответствующего уровню агентства, – добавляет руководитель отдела по работе с персоналом BBDO Moscow Елена Чеховская. – И вот, чтобы скрасить жизнь самым ответственным и отъявленным трудоголикам, решено было их наградить”. Шестеро из них получили главный приз – дополнительную неделю отпуска в Египте, в пятизвездочном отеле за счет агентства. Еще 19 человек получили утешительный приз – выходной, проведенный в SPA-салоне.
Кому нужны ночные бдения
У работодателей нет единого мнения, стоит ли поощрять трудоголиков. Некоторые руководители по примеру западных коллег после окончания рабочего дня отгоняют заработавшихся сотрудников от компьютеров отдыхать. “Человек может сидеть до 12 часов ночи, ночевать в офисе – работа найдется всегда, – говорит заместитель генерального директора компании “Вертекс” Владимир Исаев. – Только не думаю, что для компании сотрудник, сгоревший на работе, будет полезен”.
Руководители других компаний менее категоричны. “У меня двойственное отношение к этой идее, – говорит генеральный директор рекламного агентства Fly Cards Денис Гурский. – С одной стороны, при правильном подходе метод очень эффективен: сотрудник, чувствующий такое проявление уважения к себе, будет благодарен”. Однако, замечает он, часто сотрудник, дольше всех задерживающийся на работе, это тот, кто неправильно планирует свое рабочее время. “Иногда человек просиживает в офисе по 12 часов, – замечает Гурский. – Вдруг у него появляется девушка, и график снижается до семи рабочих часов. Производительность при этом остается та же: просто человек эмоционально заряжен меньше сидеть в “аське” и быстрее выполнять работу”.
Эксперты, однако, согласны с тем, что, в некоторых видах бизнеса без ночных бдений не обойтись. “Переработки – обратная сторона ненормированного рабочего дня, – считает консультант компании “Экопси Консалтинг“ Наталья Судьина. – В рекламном агентстве, которое работает на проектах, не всегда есть возможность спланировать рабочий день. Стоит отметить честность работодателя, который признает, что переработки – неизбежное зло”.
Президент маркетингового агентства Magram Market Research Марина Малыхина согласна с тем, что в клиентском бизнесе без переработок не обойтись. Любая организация так или иначе поощряет тех сотрудников, которые работают больше всех, считает она.
В то же время, предупреждает Судьина, переработки приводят к неизбежному истощению человека. На восстановление такого сотрудника часто требуется времени больше, чем на блестящее выполнение проекта. “Легко представить себе офис, сотрудники которого четыре дня сидели на работе ночи напролет, а потом неделю приходили в себя, – говорит Судьина”.
Распознать трудоголика
Руководители московского офиса BBDO не согласны с тем, что таким образом поощряют своих сотрудников положить жизнь во благо компании. “Для большинства наших сотрудников работа занимает большую часть жизни, – говорит Игорь Кирикчи. – И дело не только в давлении обстоятельств или просьбе менеджера, но и в том, что люди хотят реализоваться, стать профессионалами, продвинуться. Один из наших критериев при найме – любовь к своему делу, способность человека получать удовольствие от работы”. Жесткие же дисциплинарные меры, из серии “выгонять” или “загонять”, не приняты в компании, добавляет Кирикчи. Нельзя таким образом обращаться с талантливыми людьми, которых уважаешь, считают в BBDO.
Главная проблема, с которой, по мнению Малыхиной, может столкнуться компания, как определить, является человек трудоголиком или неправильно использует рабочее время. “Неопытному менеджеру может показаться, что “вот тот, с красными глазами, в углу”, работает больше всех, а человек, который грамотно планирует день и успевает все сделать в рабочее время, не проявляет должного энтузиазма, – говорит Малыхина. – Поэтому очень важно обращать внимание не на количество времени, проведенного на работе, а на реальный эффект и конечный результат”. Грамотная система работы с персоналом дает возможность понять, кто, в каком объеме и что выполняет, считает она.
В московском офисе BBDO к выявлению заядлых трудоголиков подошли ответственно. Номинанты конкурса “Трудоголик года” – это те, кому пришлось работать в стахановском режиме не один месяц. В конце года руководители BBDO на основании табелей учета рабочего времени и мнения руководителей (все-таки не каждый, кто сидит допоздна, работает) выявили 25 трудоголиков (около 15% сотрудников агентства). На внутренней корпоративной вечеринке произошел розыгрыш призов среди трудоголиков. (Шестерых победителей определяли с помощью лотереи.)
“Компании в стадии интенсивного роста необходимы сотрудники, которые ориентированы на результат, а не работают с 9 до 18, – считает генеральный директор HR-лаборатории “Гуманитарные технологии” Алексей Серебряков. – Подвох в том, что при высокой интенсивности труда сотрудники очень быстро сгорают. То, что мотивационный момент связан с отдыхом, очень здорово: возможно, это поможет восстановлению сил”. Однако, добавляет он, таких локальных мер недостаточно. Обычный человек не может работать “на износ” в течение очень долгого времени. Поэтому компании необходима среднесрочная стратегия в отношении сотрудников. Нужно постоянно диагностировать ситуацию и не пропустить момента, когда у них начнутся проблемы с общей мотивацией или, того хуже, проблемы со здоровьем.