Страна протекционистов


Социологи выясняли, как россияне относятся к ВТО, насколько быстро, по их мнению, страна должна присоединяться к организации и какие секторы экономики при этом имеет смысл закрыть для иностранцев. Выяснилось, что “скорее положительно” оценивают ВТО почти половина (49%) респондентов. Намного меньше россиян – по 16% – организацию недолюбливают или вообще ничего о ней не знают. При этом спешить со вступлением в ВТО, по мнению большинства, не стоит – за это выступают 36% опрошенных. Около четверти (27%), напротив, хотели бы видеть Россию членом клуба как можно скорее, а еще 12% советуют вовсе к нему не присоединяться. Эти оценки не сильно отличаются от мнения населения о большинстве других международных объединений – ООН, МВФ, Евросоюзе, замечает социолог ВЦИОМ Елена Кофанова. Российских переговорщиков такие результаты радуют – еще пару лет назад приходилось специально убеждать бизнесменов и чиновников в регионах приходить на семинары о ВТО, а сейчас от территорий, которые просят провести такие встречи, отбоя нет, говорит директор информационного бюро по присоединению к ВТО Алексей Портанский.

Зато за те же два года стало в два раза больше людей, которые убеждены, что вступление в организацию “идет вразрез с интересами” страны (24% против 12% в 2003 г.), а их оппонентов теперь на четверть меньше (43% против 60%). “Зато колеблющихся – целая треть [33%, по данным ВЦИОМ]!” – подчеркивает источник в правительстве. Возможно, чем больше россияне узнают о ВТО, тем сильнее опасаются, что “иностранные товары забьют наши отечественные”, предполагает Кофанова. “Дело в том, что негативная информация воспринимается лучше”, – уверен Портанский. А один из высокопоставленных членов российской делегации на переговорах говорит, что “вообще не придает значения таким данным, потому что никакой информационной кампании против вступления в ВТО не ведется, а значит, все в порядке”.

В любом случае подавляющее большинство россиян оказались убежденными протекционистами. Более 90% из них готовы переплачивать за отечественные товары даже не лучшего качества, лишь бы оградить от иностранцев сельское хозяйство, пищепром и добычу нефти и газа. Чуть меньше – 88% – против поставок импортных самолетов. Около 80% выступают за поддержку табачников, производителей алкоголя, одежды, обуви и мебели, а также российских банков и страховщиков. Открыть доступ на все эти рынки предлагают от 3% до 14% респондентов. А вот отечественные автомобили и бытовая техника намного менее популярны: почти четверть опрошенных предпочитают отказаться от всех барьеров для их импортных аналогов, а в поддержку высказываются 70% и 67% соответственно. “Автомобили и техника – товары, для которых особенно чувствительны качество и комфорт в использовании”, – поясняет Кофанова. “Все хотят ездить на иномарках, потому что наши машины плохие, а чем больше будет поставщиков на рынке финансовых услуг, тем потребителю выгоднее”, – более категоричен источник в Минэкономразвития. Восторг от российских продовольственных товаров связан с тем, что “люди искренне убеждены, что они содержат меньше химии и консервантов и в них меньше генетически модифицированных продуктов”, добавляет гендиректор социологической компании “Башкирова и партнеры” Елена Башкирова. Нефтегазовый сектор россияне, по ее наблюдениям, традиционно считают “стратегическим” для страны, а авиапром в их представлении “нельзя уступать [иностранцам], поскольку это база для обороны страны”.

“Абсолютно бытовыми” представлениями называет эти оценки один из российских переговорщиков. “Директивы [об уровне защиты рынка] устанавливает правительство после консультаций с производителями”, – напоминает он. Они отнеслись к результатам опроса по-разному. “Потребитель голосует за более качественные машины – понятно, что здесь речь идет об иномарках, и отмена импортных пошлин на автокомплекты – правильный шаг”, – говорит гендиректор “Северсталь-Авто” Вадим Швецов. Его компания собирается в этом году совместно с корейской Ssang Yong начать промышленную сборку внедорожника Rexton. “Мы гордимся тем, что периодически иностранцы запускают у нас в стране отверточные производства машин, но нормальное развитие автопрома невозможно без протекционистских мер”, – возражает представитель “АвтоВАЗа” Александр Громков. Зампредседателя правления Союза авиапромышленности Константина Крохина “радует” поддержка граждан: “Только есть сомнения в том, что эта поддержка будет и на уровне государства”. А владелец животноводческой компании “Промагро” Федор Клюка называет протекционизм для аграриев и пищевиков “абсолютно верной” стратегией: “Если не ограничивать ввоз дотационной продукции из-за рубежа, то производство, которое сейчас на подъеме, завалится”.