КУРС РУБЛЯ: Удушение импортом
Укрепление рубля к доллару и связанный с этим интенсивный рост импорта негативно повлияли на развитие предприятий, ориентированных на внутренний рынок. Институт комплексных стратегических исследований совместно с Институтом экономики переходного периода в январе 2005 г. провели опрос промышленных предприятий с целью выявить масштабы влияния этих процессов на экономическое поведение фирм и методы их адаптации к новым условиям. Основу выборки для анализа составили предприятия обрабатывающей промышленности, среди которых более 40% из машиностроения.
Опрос показал, что с импортной продукцией в той или иной степени конкурируют 90% предприятий. Расширение импорта в 2004 г. чаще происходило там, где его исходная доля уже была значительной. Там, где импорт занимает уже более половины рынка, на его увеличение указали 70% респондентов по сравнению с 32% в целом по выборке. При этом чаще всего увеличение импорта отмечали предприятия химической, легкой промышленности и машиностроения.
Для более чем половины фирм укрепление рубля и расширение импорта сопровождалось негативными последствиями, в то время как о положительных эффектах заявили всего 5% респондентов. Непосредственным эффектом роста импорта для предприятий в 2004 г. было замедление или сокращение объема продаж (42% опрошенных). На сокращение рентабельности в 2004 г. указали 55% компаний и только 11% зафиксировали ее увеличение. При этом наблюдались существенные и вполне ожидаемые различия по отраслям. В сырьевых отраслях увеличение рентабельности отметили 28%, в обрабатывающей промышленности – только 9%.
В качестве мер по повышению конкурентоспособности предприятия часто указывали на планируемое постепенное увеличение качества продукции (63%). Существенно реже респонденты говорили о подготовке к выпуску новых продуктов – это намеревается сделать только четверть фирм. При этом планы по обновлению продукции не связаны с увеличением доли импорта на рынке, что говорит об ограниченном эффекте стимулирования инноваций за счет повышения конкуренции с импортом.
Опрос также показал, что снижение издержек и рост производительности труда на предприятиях в значительной степени связывается со снижением расходов на оплату труда и сокращением занятых. Переход к таким мерам говорит о том, что потенциал снижения прочих издержек практически исчерпан. В 2004 г. расходы на оплату труда уже снизили 11% фирм. На будущее подобную возможность рассматривают 54% опрошенных (в том числе 39% в первом полугодии 2005 г. и 15% в дальнейшей перспективе). В большинстве случаев увольнять работников и сокращать заработные платы продолжат даже те, кто это уже делал в прошлом году.
В оценках перспектив развития в 2005 г. предприятия, работающие на более насыщенных импортом рынках, как правило, чаще отмечали возможность снижения показателей объема продаж, рентабельности и инвестиций, которые по-прежнему финансируются в основном за счет собственных средств. В тех сегментах, где импорт занимал более половины рынка, на снижение инвестиций указали 38% компаний, а на менее насыщенных импортом рынках – 18%. Радикально предприятия настроены и относительно уровня занятости – почти треть компаний намерена сократить количество своих работников.
Давление со стороны импорта способствовало формированию у предприятий негативного отношения к проводимой политике укрепления рубля. В целом по выборке треть респондентов считает, что текущая валютная политика Банка России не отвечает интересам отечественных производителей, в то же время противоположной точки зрения придерживается только 9% опрошенных. С увеличением доли импорта на рынке мнение фирм о валютной политике становится более определенным. Там, где доля импорта превышала половину, негативное отношение к валютной политике отметили 58% предприятий, а позитивное – только 4%.
Эта же закономерность подтверждается ответами предприятий о предпочтительном валютном курсе – 30 руб. и более за доллар. За ослабление рубля высказались в среднем вдвое больше опрошенных, чем за укрепление, – 32% и 15% соответственно.
Складывающиеся тенденции далеки от благоприятных. Связываемая с укреплением рубля возможность модернизации производства и повышения качества российских товаров на деле не реализуется – подавляющее большинство компаний продолжают выпуск старой продукции и не склонны ничего менять. Инвестиции в новое оборудование и технологии по-прежнему затруднены. В таких условиях снижение издержек для поддержания ценовой конкурентоспособности российских товаров уже скоро будет возможным только за счет сокращения занятости и оплаты труда.