Сценарии для России: Трудное слово “реформа”
Внешне показатели российской экономики выглядят великолепно. Более того, почти все правительства развитых стран могут только позавидовать таким результатам. По данным статистики, быстрый рост экономики подпитывается настоящим потребительским бумом, вызванным опережающим ростом доходов населения.
Но при этом даже отъявленные оптимисты сейчас весьма осторожно высказываются по поводу экономических перспектив. Главная причина, на мой взгляд, в том, что на глазах все более углубляются противоречия между сильными фундаментальными основами экономики и накапливающимися факторами неопределенности; между декларациями и реальными действиями властей. Именно неопределенность, которую предприниматели, как известно, не любят больше всего, служит основной причиной поступательного ухудшения инвестиционной ситуации.
Это ухудшение уже отразилось в показателях, которые не поддаются “настройке”, подобно телеканалам, – в резком увеличении бегства капитала и замедлении инвестиционного процесса в нефинансовом секторе. Но и финансовый сектор не остается в стороне – прошлогодний так называемый “не-кризис” в банковской сфере демонстрирует, что кризисные явления могут развиваться и быстро распространяться, если давно назревшие и жизненно необходимые реформы свертываются или откладываются.
К сожалению, перечень таких “преобразований” продолжает расти. Превратилась в бездарную комедию переодеваний административная реформа. Чиновников в результате стало только больше, а согласований и силового давления – намного больше. Обращена вспять насущно важная пенсионная реформа, лишившая возможности планировать свое финансовое будущее самую активную часть населения. Застопорены преобразования в электроэнергетике. Обратилась в свою противоположность идея страхования депозитов: оказалось, что в стране более восьми сотен банков, за надежность которых государство готово поручиться перед вкладчиками. Госбанки тем временем вновь возвращают себе доминирующие позиции на всех прибыльных рынках. Наконец, неуклюжая попытка провести социальные преобразования, выведшая терпеливый российский народ на улицы, надолго закрыла путь для проведения насущно необходимых реформ в социальной сфере. Наверное, лучший выход, как уже предлагалось, – запретить использование термина “реформа” и начать говорить об “изменениях к лучшему”.
При этом растет как на дрожжах “стратегическое” значение отдельных сфер российской экономики. Я имею в виду все новые и новые секторы, где запрещается сколько-нибудь серьезное иностранное присутствие: это уже не только нефть, газ и другие природные ресурсы, но и машиностроение, госбанки. По-видимому, очередь за сельским хозяйством. Государственный сектор, подрывая основы и мотивацию свободного предпринимательства, вновь занимает командные высоты в экономике, и это неизбежно приводит к эскалации коррупции. Должен подчеркнуть, что это отнюдь не новая проблема для России, но сегодня ее масштабы, по моим и не только моим оценкам, серьезно возросли.
К сожалению, правительством и Банком России совершенно утрачен контроль над инфляцией. На рынке, да и в правительстве уже мало кто верит и в недавно скорректированный инфляционный потолок в 10%. Многолетняя бюджетная сбалансированность, являвшаяся мечтой для любого правительства (профицит свыше 4% от ВВП в 2004 г.), грозит уже в следующем году обернуться бюджетным дефицитом. Если бюджет будет принят исходя из обсуждаемых сегодня ориентиров на раздутые расходы, он не выдержит даже умеренного снижения цен на нефть до уровня 2002–2003 гг., а многомиллиардный стабилизационный фонд будет съеден менее чем за год даже без финансирования пресловутых “эффективных инновационных проектов”.
В итоге я не исключаю, что России придется вскоре расстаться с суверенным инвестиционным рейтингом, с таким трудом завоеванным в результате упорной пятилетней работы. А в силу практики рейтинговых агентств такая же участь будет ожидать многие регионы и корпорации. Поэтому общество в целом уже не может оставаться в стороне от бюджетного процесса.
Фискальная ситуация усугубляется сегодняшней практикой трактовки и применения налогового законодательства при полном попустительстве судебной системы. Может показаться, что напуганные люди – лучшие налогоплательщики, но асимметричные и произвольные действия в налоговой сфере скорее подталкивают бизнес к свертыванию деятельности. Даже иностранные участники рынка, долго считавшие, что покровительство своих правительств дает им полный иммунитет, уже с удивлением обнаруживают, что так называемые показательные налоговые процессы – это не только внутреннее дело России и случайная беда “отдельных” российских компаний.
Если попытаться спрогнозировать развитие экономической ситуации в России, мне видятся два возможных сценария.
Сценарий 1
Оптимистический сценарий возможен, если власти срочно сформулируют четкую и реальную программу кратко- и среднесрочных мер по устранению имеющихся неопределенностей и снятию закономерной озабоченности инвесторов, а затем будут эту программу шаг за шагом реализовывать. Только это позволит восстановить доверие и продолжить развитие тенденций экономического роста.
В частности, в налоговой области недостаточно косметической правки законодательства и некоторого смягчения практики правоприменения. Нужны кардинальные меры по пересмотру процедур действий налоговых органов и восстановление презумпции невиновности налогоплательщика.
Пока не поздно, уже на текущей стадии построения бюджета 2006 г. необходимо прекратить даже рассуждать о радикальных налоговых инициативах типа отмены НДС или сокращения его на треть и резко сократить раздутые под гипнозом нефтяных цен расходные аппетиты. Государственные инвестиции индуцируют больше воровства и коррупции, чем экономического роста. Пока растущие инфляционные ожидания только формируются, нужны неотложные и самые жесткие монетарные и немонетарные меры по восстановлению контроля над инфляцией.
Сценарий 2
Все это может быть неприятно, но второй сценарий значительно пессимистичнее. Если угрозы по-прежнему будут игнорироваться и власти продолжат спокойно почивать на подушке нефтяных цен, накапливающиеся риски в конечном итоге подавят экономический рост, ограничив его отдельными индустриальными анклавами, и приведут к кризису финансовой системы. Иными словами, Россия не сможет противостоять даже краткосрочным экономическим вызовам, не говоря уже о решении насущно важных задач экономической модернизации и диверсификации.
В последнее время часто говорят, что вместо привлечения инвестиций в российскую экономику я, наоборот, подрываю к ней доверие. Я не думаю, что оптимальный метод укрепления доверия состоит в рисовании розовой картины, в чем, к сожалению, многие сегодня преуспели. Это краткосрочный и заведомо ложный подход, чреватый глубоким разочарованием инвесторов и отказом иметь дело с Россией в обозримом будущем. Мы через это уже проходили.
Напротив, нет иного способа формирования долгосрочного сотрудничества, кроме как с самого начала быть честными перед собой и нашими партнерами. Я исхожу из того, что каждый инвестор, приходящий работать в страну, должен отдавать себе отчет в имеющихся рисках. Только в этом случае он сможет избежать неприятных неожиданностей, минимизировать эти риски, управлять ими.
Реформы – это не неудачный термин, а необходимое условие для развития, повышения конкурентоспособности российской социально-экономической системы, только-только вставшей в результате энергичных действий предпринимателей на путь коренной реструктуризации и поступательного роста. Поэтому я буду прикладывать все усилия для реализации первого сценария и призываю вас делать то же самое.