Музыкальных пиратов будут судить


Ведущие студии звукозаписи, включая Universal, Sony BMG, EMI и Warner, предпринимают отчаянные усилия в борьбе с пиратами, деятельность которых, по оценке экспертов, ежегодно сокращает объемы продаж в отрасли на $2,4 млрд. Международная федерация звукозаписывающих компаний (IFPI), представляющая интересы 1400 правообладателей, объявила, что одной из главных целей нынешней инициативы стали азиатские пираты. В частности, впервые иски против музыкальных пиратов возбуждаются в Японии.

Параллельно с акцией IFPI аналогичные действия против пиратов в США предпринимает Ассоциация американских звукозаписывающих компаний (RIAA). Этот альянс, уже возбудивший против нарушителей 9900 исков, подготовил новую серию карательных мер.

Кинокомпании, по их оценке, ежегодно теряющие из-за пиратства в Интернете порядка $3,5 млрд, внимательно следят за действиями звукозаписывающего сообщества – возможно, чтобы выработать на основе этого опыта собственную стратегию.

Из множества исков, возбужденных на этот раз IFPI, около четырех десятков поданы в японские суды. За последние четыре года объемы продаж музыкальной продукции в Японии сократились на $1,8 млрд, или на 30%.

Политика звукозаписывающих компаний зачастую подвергается критике, особенно в европейских странах: многие специалисты полагают, что слишком жесткая позиция IFPI может обернуться против самих правообладателей. Представители ассоциации в ответ дают понять, что у них нет иного выхода, поскольку по вине пиратов объемы годовых продаж аудиозаписей в мире упали с $40 млрд в 1999 г. до $32 млрд в 2004 г. Отрасль несет потери не только из-за незаконного онлайнового обмена файлами: обычное копирование оптических дисков обходится отрасли в $4,5 млрд в год.

Прежде чем подать очередной иск, IFPI предупреждает подозреваемых лиц, призывая их прекратить нелицензионное копирование под угрозой штрафа. К настоящему времени ассоциация уже разослала более 12 млн таких предупреждений любителям музыки в 12 странах.

“Несомненно, наша кампания уже дала ощутимый эффект, – говорит Джон Кеннеди, председатель IFPI. – Масштабы файлового обмена, до прошлого года постоянно возраставшие, теперь начали сокращаться”. В качестве примера Кеннеди назвал Германию, где объем переписываемых по Сети файлов в прошлом году уменьшился на 35%. По оценкам экспертов, число наименований музыкальных произведений, доступных в Интернете, за два года сократилось с 1,1 млрд до 870 млн, при том, что число абонентов, пользующихся широкополосным доступом, увеличилось, достигнув 140 млн.

Защитники авторских прав надеются, что ситуацию исправят легальные онлайновые службы вроде iTunes компании Apple, позволяющие переписать аудиоклип за умеренную плату. По прогнозу корпорации EMI, в концу десятилетия четверть всей продаваемой музыкальной продукции будет распространяться в цифровом формате. (FT, 12.04.2005, Александр Силонов)