Европе грозит налоговый кризис


Все налоговые споры следует решать в интересах единого европейского рынка, даже если это ведет к сокращению налоговых поступлений в казну национального правительства, заявил в пятницу генеральный советник Европейского суда Мигель Мадуро. По его мнению, налоговое законодательство, не позволяющее материнской компании вычитать из прибыли убытки ее подразделений в других странах ЕС, “несовместимо с законами сообщества”.

Сегодня британские компании могут компенсировать убытки одного из своих подразделений за счет прибыли другого только при условии, что оба подразделения находятся в Соединенном Королевстве.

В марте 2000 г. M&S обратилась в британскую налоговую службу за разрешением использовать часть прибыли для покрытия убытков ее “дочек” во Франции, Бельгии и Германии. В просьбе было отказано, и тогда компания обратилась в Верховный суд, который в мае 2003 г. передал дело на рассмотрение Европейского суда в Люксембурге.

Решение Мадуро теперь должно быть утверждено самим судом, ориентировочно через 3–6 месяцев. Суд прислушивается к мнению своего генерального советника в 80% рассматриваемых случаев.

“Нас обнадежило мнение генерального советника”, – сказала официальный представитель M&S в Лондоне Сью Сэдлер. Радость компании понятна: по оценке аналитиков, если суд прислушается к мнению Мадуро, компания сможет вернуть себе из британского бюджета до 30 млн фунтов стерлингов ($56 млн).

Правительства стран ЕС давно сопротивляются идее формирования “панъевропейской” налоговой системы. Чиновников пугает перспектива сокращения налоговых поступлений в национальный бюджет и утраты “налогового суверенитета”. Примеру M&S могут последовать и другие европейские компании, и тогда правительствам некоторых стран придется туго. По оценке Morgan Stanley, британская казна может недосчитаться 4 млрд фунтов ($7,5 млрд).

От решения в пользу M&S пострадают бюджеты Германии, Греции, Франции, Ирландии, Нидерландов, Финляндии и Швеции, где в отношении корпораций действует налоговое законодательство, похожее на британское. По оценке экспертов германской HVB Group, правительству Германии придется возвращать до 30 млрд евро ($39 млрд) неправедно взысканных налогов. Эта сумма соответствует 1,5% германского ВВП. “Совершенно очевидно, что решение [принятое по этому делу в пользу M&S] представляет собой серьезный потенциальный риск для бюджета, – говорит представитель Минфина Германии Штефан Гиффелер. – Мы встревожены”.

Правда, эксперты предупреждают, что компаниям пока не стоит радоваться, а правительствам – огорчаться. “Еще очень рано говорить о победе налогоплательщика, – предупреждает Шон Финн, партнер юридической фирмы Lovells. – До окончательного решения по этому делу еще далеко”. (WSJ, 8.04.2005, Екатерина Кудашкина)