Напрасные слова
А вот “Росгосстрах” и “Ингосстрах”, названия которых частично совпадают, делать ничего пока не собираются, тем более, что их марки запатентованы. Никаких претензий к компании быть не может, уверен вице-президент “Росгосстраха” Игорь Игнатьев, а начальник юридического управления ОСАО “Ингосстрах” Иван Новиков напомнил, что “Ингосстрах” работает с 1947 г. и уникальность названия “никем не была поставлена под сомнение”.
Закон “Об организации страхового дела” в своей новой редакции вступил в силу 17 января 2004 г. С тех пор в нем обнаружилось несколько “ляпов”. Например, компаниям было запрещено совмещать страхование жизни с входящим перестрахованием, что год назад привело к коллапсу перестраховочного рынка.
На этом неприятности не закончились. В законе говорится, что страховщик не вправе использовать наименование, “частично или в целом” повторяющее название другого страховщика. Названия должны быть “приведены в соответствие” с законом к 17 июля 2005 г. За невыполнение этих требований компаниям грозят санкции Федеральной службы страхового надзора – вплоть до отзыва лицензии.
Поначалу на эту норму страховщики либо не обращали особого внимания, либо не воспринимали ее как угрозу, объясняет гендиректор компании “Межрегиональное страховое соглашение” Семен Акерман. Но в реестре страховых организаций, где зарегистрировано 1280 компаний, “Ведомости” обнаружили массу совпадений. У 78 компаний в названии есть слово “полис”. Слово “гарантия” используют в названии 16 страховщиков. В Москве, например, кроме известной “РЕСО-Гарантии” зарегистрированы компании “Ваша гарантия” и “Наша гарантия”. Некоторым не повезло вдвойне, например компании “Поддержка-Гарант”: еще семь компаний имеют в названии слово “поддержка” и 14 – “гарант”. А слова “страховая” или “страхование” в названии у более половины компаний, ведь в том же пункте закона указано, что у всех страховщиков в названии должно быть слово “страхование”.
По словам одного из разработчиков закона, депутата и президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля, так авторы пытались запретить недобросовестным страховщикам “копировать” имена известных компаний. Теперь страховщикам надо провести собрания акционеров и внести изменения в устав. По словам Акермана, его компания внесет так и поступит, сделав названием свою аббревиатуру – МРСС, поскольку в реестре есть четыре компании со словом “межрегиональный” в названии.
Смена имени компании стоит денег. По словам замгендиректора компании “РЕСО-Гарантия” Игоря Иванова, если бы это пришлось делать, то скорее всего “РЕСО” избавилась бы от слова “Гарантия” (пока компания не собирается этого делать). “При том, что нас и так в обиходе называют “РЕСО”, а слово “Гарантия” написано мелкими буквами, наши затраты на ребрэндинг составили бы не меньше $1 млн”, – подсчитал Иванов.
Илья Ломакин-Румянцев, руководитель ФССН, обещает не наказывать страховщиков жестко: “Мы будем в каждом случае проверять, насколько совпадает название. Никаких массовых акций [по отзыву лицензий] не будет”.
Регулятор считает, что закон нужно поправить, разрешив частичное совпадение названий. Руководитель юридического департамента “Энергогаранта” Виктор Абрамов предлагает применять норму о названиях только к вновь создаваемым компаниям.
Коваль против внесения поправок не возражает. Правда, помешать страховщикам могут чересчур частые изменения этого закона. “В правовом управлении Госдумы при слове “страхование” люди делаются синими [от злости]”, – говорит пожелавший остаться неназванным страховщик. Последние поправки в новую редакцию были подписаны президентом 7 марта, но поправки, касающиеся названий, в их число не вошли. “Когда вспомнили, было поздно”, – объясняет Коваль.