Инвестиции в Санкт-Петербурге: Меньше $100 млн не предлагать
Правительство Санкт-Петербурга 1 марта приняло постановление “О стратегических инвестиционных проектах и стратегических инвесторах”, согласно которому стратегическим инвестором может быть признано юридическое или физическое лицо, реализующее на территории Петербурга проект стоимостью около 3 млрд руб. Окончательное решение о том, считать ли инвестора стратегическим, принимает городское правительство.
Смольный обещает, что при принятии документов, ухудшающих условия для инвесторов, “стратегам” будут сохранены условия, действовавшие на момент подписания договора, так называемая “дедушкина оговорка”. Кроме того, стратегический инвестор может получить землю под свой проект целевым назначением, минуя торги.
Эти документы должны дать гарантию реализации крупных проектов и в дополнение к налоговым льготам создать благоприятный инвестиционный климат в Петербурге, уверяет председатель комитета городской администрации по инвестициям Максим Соколов.
По словам партнера компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерия Тутыхина, в большинстве субъектов Федерации существуют документы, определяющие статус стратегического инвестора. Обычно в подобных документах закрепляются налоговые льготы, но петербургский документ закрепляет скорее льготы административные, говорит он. По словам Тутыхина, сейчас нигде в России эти льготы законодательно не закреплены, компании получают их в результате индивидуальных переговоров с властями. Нигде в России законодательно не закреплена “дедушкина оговорка”, говорит он. “Еще в начале 90-х были попытки закрепить [законодательным актом] замораживание условий для инвестора, но они ничем не закончились”, – рассказывает Тутыхин. По его мнению, это положение не противоречит закону, но может создать для хозяйствующих субъектов неравные условия на сходных рынках, что, в свою очередь, чревато спорами в рамках антимонопольного законодательства.
“Дедушкина оговорка” не действует и в Ленобласти. Как говорит руководитель пресс-службы губернатора Ленобласти Валентин Сидорин, правительство старается помогать добросовестным инвесторам в индивидуальном порядке. “Например, мы можем вмешаться в спор с налоговыми органами, если такая необходимость возникает”, – поясняет он.
Первые претенденты
Как пояснил Соколов, в число стратегических будут включены наиболее важные проекты развития городской инфраструктуры. В него попадут, например, Западный скоростной диаметр (стоимость около $2 млрд), паромный терминал “Морской фасад” (около $600 млн), “Балтийская жемчужина” (застройка 150 га в Красносельском районе жилыми, офисными и торговыми объектами, более $1 млрд) и строительство второй сцены Мариинского театра (около 200 млн евро). Театральный проект будет финансироваться федеральным бюджетом, инвестор “Балтийской жемчужины” – китайская Шанхайская индустриально-инвестиционная холдинговая компания, а инвесторы на первые два проекта еще не найдены.
Среди потенциальных стратегов есть и российские частные компании. В середине марта гендиректор “Северсталь-групп” Алексей Мордашов подписал с губернатором Валентиной Матвиенко договор о сотрудничестве. Компания планирует вложить $250 млн в создание комплекса по выпуску труб большого диаметра на базе своего Ижорского трубного завода. Пресс-секретарь “Северсталь-групп” Лада Астикас утверждает, что ее компания уже подала документы на признание строительства трубного завода в Колпине стратегическим проектом. Чтобы облегчить согласование проекта, “Северсталь-групп” решила получить и статус стратегического инвестора, говорит пресс-секретарь. “Если есть возможность дополнительно документально закрепить отношения с местными властями, мы не должны ею пренебрегать”, – говорит Астикас.
На статус стратегического проекта может претендовать и торговый центр “Питер Радуга”, первый камень которого заложили на прошлой неделе представители французской группы Vinci. Общая стоимость комплекса – более 100 млн евро. Компания ведет с городской администрацией переговоры о включении проекта в число стратегических, заявил на пресс-конференции директор по развитию коммерческой недвижимости в Восточной Европе Vinci Construction Grand Projets Фредерик Роман.
Старший менеджер Ernst & Young Руслан Васютин отмечает, что признание проекта стратегическим может ускорить процедуру согласования, которая занимает около полутора лет.
Дискриминация?
Валерий Тутыхин из “Джон Тайнер и партнеры” считает, что целевое выделение участка земли может стать причиной судебного спора, если окажется, что кто-то еще претендует на него. Впрочем, говорит Тутыхин, целевое выделение предусматривается Земельным кодексом в том случае, если на участок есть только один претендент. Если на землю, зарезервированную под стратегический проект, найдется хотя бы еще один претендент, возможны судебные разбирательства, полагает юрист. В инфраструктурных проектах такая вероятность меньше, добавляет он.
А менеджер одной из западных компаний, имеющих производство в Ленинградской области, считает, что деление инвесторов на стратегических и остальных носит дискриминационный характер. Получается, что стратегические будут иметь больше прав, чем остальные. Скажем, крупная иностранная компания, которая хочет вложить, к примеру, $60–80 млн в проект, заведомо окажется в худших условиях, говорит он.
Соколов уверяет, что постановление лишь закрепит приоритеты в развитии города и городского хозяйства и не ущемит чьи-либо права. Если из-за земельного участка возникнут споры, рассматривать его будет городское правительство, за которым будет окончательное решение.
Налоговые льготы
С 1 января 2005 г. вступили в действие дополнения к местному закону о налоговых льготах. Инвесторы, которые за год вложат в основной капитал свыше $10 млн, на следующие три года освобождаются от 4% налога на прибыль, уплачиваемого в городской бюджет. Для тех, кто инвестирует от $5 млн до $10 млн, льгота по налогу на прибыль составит 2%. Для всех инвесторов, подпадающих под действие этого закона, предусмотрено снижение вдвое налога на имущество – до 1,1%.
Васютин из Ernst & Young говорит, что уменьшение ставки налога на прибыль не является основным фактором при принятии инвестиционного решения. Снижение налога на имущество более значимо, полагает юрист. Наталья Кудрявцева, исполнительный директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации (SPIBA), считает, что налоговые льготы – одно из конкурентных преимуществ в борьбе за инвесторов, которую ведут между собой российские регионы.
Екатерина Кулиненко, пресс-секретарь Ford Motor, утверждает, что при рассмотрении территории для размещения проекта ее компания не в последнюю очередь обращает внимание на налоговые льготы. А Лада Астикас из “Северсталь-групп” утверждает, что, начиная строительство трубного производства, “Северсталь” учитывала введение льгот по налогам для инвесторов.
Однако, несмотря на старания Смольного, результатов его новой политики пока не заметно. За первые два месяца 2005 г. в городе не наблюдалось притока инвесторов, польстившихся на налоговые льготы, констатирует Соколов. “Льготы нацелены на долгосрочную перспективу”, – говорит он. Тем не менее, уверяет чиновник, некоторые компании ожидали начала их действия. Назвать эти компании он отказался.