ВДАЛИ: Sprint покидает Канзас-Сити


Sprint решила перевести штаб-квартиру в г. Рестон, штат Вирджиния, где базируется другой оператор связи, Nextel Communications, который Sprint купила в конце прошлого года за $35 млрд. Между тем в Канзас-Сити на Sprint работало 17 000 человек. Центральный офис компании в канзасском городке Оверленд-Парк занимал территорию примерно 370 000 кв. м – это был один крупнейших корпоративных кампусов в мире.

Представители Sprint не уточняют, скольких рабочих мест лишится Канзас-Сити в результате сделки, однако руководство корпорации уже дало понять, что в объединенной компании предстоят увольнения. Известно, что оперативный штаб Sprint и подразделение фиксированной телефонии останутся в районе Канзас-Сити (это телефонное подразделение будет выделено в самостоятельную публичную компанию). Тем не менее ожидается, что

в судьбе этого 27-го по величине города США грядут перемены. Других крупных корпораций в городе и всем штате Канзас нет, после того как данный регион лишился еще двух крупных институциональных резидентов: сначала отсюда переехала Национальная ассоциация студенческого спорта, а затем обанкротилась хлебопекарная компания Interstate Bakeries.

В отличие от развитых промышленных регионов Канзас и другие штаты Среднего Запада США весьма чувствительны к миграциям бизнеса. “В других штатах ситуация иная, – говорит Эрни Грасс, профессор экономики университета Creighton в г. Омахе. – Когда корпорация UPS переехала из Коннектикута, штат, наверное, даже не заметил этого. Наши города замечают подобные вещи сразу”.

По оценке Окружного института экономических исследований в Оверленд-Парк, в округе Джонсон, где находится этот город, каждое рабочее место в штаб-квартире Sprint позволяло создать в среднем еще 2,2 рабочего места в таких сферах, как розничные продажи, строительство и т. п. Данные исследования были опубликованы в 1999 г., вскоре после того, как Sprint обосновалась здесь. В тот период предполагалось, что корпорация будет добавлять в ВВП региона порядка $6 млрд ежегодно.

Уход Sprint скажется не только на деловой среде. За последние годы компания много занималась благотворительностью, в частности выделила на нужды Канзас-Сити около $20 млн. Прошедшим летом Sprint также согласилась выделять городу по $2,5 млн ежегодно в течение 25 лет в обмен на право украсить своим именем развлекательный комплекс в деловом центре. Впрочем, генеральный директор Sprint Гэри Форси заявил, что не собирается отказываться от этого соглашения.

“Мы каждое утро бросаемся смотреть новости, чтобы узнать, как развиваются здесь события”, – говорит Роберт Мейл, директор школы для глухих в расположенном неподалеку городке Олейсе. Телекоммуникационный гигант выделил на оборудование этой школы значительный фонд и организовал несколько сотен добровольных помощников.

Исторически Sprint тесно связна с Канзасом: в здешнем городке Эйбелайне в 1899 г. Клейсон Браун основал компанию Brown Telephone, которая затем неоднократно меняла сферу деятельности и название, при этом неизменно оставаясь в Канзасе.

Однако жители региона уже давно с тревогой следили за действиями Sprint. Компания в 1990-х не менее двух раз начинала переговоры о слиянии, но каждый раз сделка срывалась. В 1994 г. неудачей закончилась попытка поглотить корпорацию EDS, в 2000 г. столь же неудачной оказался проект с покупкой WorldCom (нынешняя MCI). Многие местные жители и сейчас говорят, что начнут беспокоиться по поводу поглощения Nextel только после полного завершения сделки.

Но местный бизнес уже почувствовал перемены. За последние годы Sprint сократила тысячи рабочих мест. Соответственно, если в период телекоммуникационного бума 1990-х компания Arcadian, местный поставщик продовольствия, активно наращивала продажи деликатесов, то теперь ее бизнес оказался на голодном пайке.

Очень болезненно воспринял известие о сделке с Nextel и местный рынок недвижимости. Год назад показатель свободной недвижимости в округе Джонсон составлял 9%, сейчас он подскочил до 17%. На прежний центральный офис Sprint в течение года не нашлось покупателя. Продажная цена здания общей площадью 23 225 кв. м составляет $22 млн.

Опыт показывает, что городам Среднего Запада требуется несколько лет, чтобы оправиться после ухода крупного институционального резидента. В качестве примера профессор Гросс называет корпорацию Enron, еще в 1986 г. переехавшую из Омахи в Хьюстон, – об этом событии жители Омахи до сих пор вспоминают с грустью.

Местные лидеры, правда, стараются убедить остальных, что сделка с Nextel может оказать региону пользу: если Sprint станет сильнее, утверждают они, это будет выгодно и Канзас-Сити, даже несмотря на потерю рабочих мест. “Оставаясь одна, Sprint в конце концов стала бы слабее, и тогда мы пострадали бы больше”, – считает Боб Маркусс, глава Совета по развитию региона Канзас-Сити. (WSJ, Александр Силонов)