Плата за доверие
Не так давно Лоис Хэттен, 60-летняя вдова из г. Отсего (шт. Мичиган), к своему немалому удивлению обнаружила, что номер ее индивидуального пенсионного счета вместе с именем, домашним адресом и долей принадлежащих ей паев в двух ПИФах можно найти в Интернете. Еще сильнее она удивилась, узнав, что всеобщим достоянием эта информация стала благодаря компании Armada Funds, управляющей фондами, в которые вложилась Хэттен.
По правилам Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) фонды обязаны раскрывать данные об инвесторах, владеющих более 5% паев каждого типа, – имена, адреса и размер принадлежащего им пакета. (В США один фонд может предлагать паи нескольких типов, отличающихся минимальной суммой вложений, размерами скидок и надбавок, порядком налогообложения и др.) Это позволяет любому инвестору фонда узнать, кто может оказать существенное влияние на его деятельность. Обычно эти данные приводятся в приложениях отчетов фонда, которые можно найти на сайте SEC. Многие управляющие компании выкладывают эти приложения и на своих сайтах. Однако в некоторых документах обнаружились не только данные, которые требует раскрывать SEC, но и номера личных счетов клиентов ПИФов. Подобные утечки произошли, в частности, в PIMCO, подразделении немецкой Allianz; Dreyfus, подразделении Mellon Financial Corp; Columbia Funds (входит в Bank of America); Nuveen Investments; First American Funds (подразделение U.S. Bancorp); в управляющей компании, входящей в AmSouth Bancorp; и в CNI Charter, подразделении City National Bank.
Некоторые управляющие говорят, что причиной утечки становится простая ошибка. Составляя отчет, компания берет данные об инвесторах из своей компьютерной базы данных, в которой есть информация о банке, где у клиента открыт счет, номер счета в ПИФе или брокерской фирме. Этот номер может случайно быть включен в отчет УК вместе с другими данными крупных владельцев паев.
Чтобы стать владельцем более 5% паев фонда, не обязательно быть очень богатым: в США действует огромное число ПИФов на любой вкус и размер. Хэттен, вложившая в два фонда Armada по $10 000, в сентябре 2003 г. владела в каждом из них 7% паев.
Кэтлин Барр, отвечающая в Armada за внутренний контроль, говорит, что утечка личных данных клиентов – “это общая большая проблема для всех фондов”. По ее словам, компания уже заменила пострадавшим клиентам номера счетов. Нет причин считать, что информацией успели воспользоваться какие-нибудь злоумышленники, уверяет она.
Роберт Дуглас, руководитель консалтинговой фирмы PrivacyToday.com, который когда-то проводил частное расследование, говорит, что сейчас много краж совершают люди, которые звонят в центр обслуживания клиентов, представившись клиентом банка или управляющей компании. Если такому человеку известно название управляющей компании, номер счета, адрес его владельца и тип ценных бумаг, то у него есть шанс убедить сотрудника, что он и есть настоящий владелец счета. А в этом случае снять деньги будет уже относительно несложно.
Чтобы выявить всех пострадавших клиентов, управляющим и брокерским компаниям потребуется проверить тысячи отчетов. Тем более что некоторые данные были обнародованы давно и с тех пор оставались в открытом доступе. И даже если инвестор уже продал свои паи, он по-прежнему может пользоваться тем же самым номером счета, который приводится в этих документах. (WSJ, 23.05.2005, Татьяна Бочкарева)