British Airways доверили Уолшу
Уолшу 43 года. В Aer Lingus он пришел младшим пилотом в 1979 г., когда ему было всего 17 лет. 20 лет спустя он стал генеральным директором испанской чартерной авиалинии Futura, принадлежавшей Aer Lingus. Затем он получил диплом MBA и в октябре 2001 г., когда большинство авиалиний переживали тяжелейший кризис из-за терактов 11 сентября в Нью-Йорке, стал гендиректором ирландской авиакомпании.
Как вспоминал недавно сам Уолш, он был готов “скорее закрыть компанию, чем проводить вяло текущую реструктуризацию, с которой Aer Lingus боролась последние несколько лет”. Новый гендиректор взялся за дело жестко – на треть сократил штат и позаимствовал немало методов экономии у Ryanair, одной из самых прибыльных авиалиний в мире. К весне 2002 г. Aer Lingus вышла на уровень прибыльности.
Хотя многие сотрудники компании были недовольны политикой Уолша, Aer Lingus не только не повторила печальную судьбу Sabena или Swissair, но и, несмотря на кризис отрасли, преуспела. В 2003 г. Aer Lingus получила прибыль в размере 69 млн евро против убытков в 140 млн евро по итогам 2001 г. При этом продажи по сравнению с 2001 г. упали до 888 млн евро.
Тем не менее из-за своего жесткого стиля Уолш нажил себе врагов. В 2002 г. трехдневную забастовку объявили профсоюзы, протестовавшие против массовых увольнений. Решение сократить расходы за счет отмены нескольких грузовых рейсов привело к ссоре с ассоциацией экспортеров. На Уолша обиделось в прошлом году даже правительство Ирландии, после того как он заявил, что хотел бы изучить возможность выкупа госкомпании ее руководством.
В результате Уолш покинул спасенную им компанию на четыре месяца раньше срока, указанного в контракте, – в январе 2005 г. Журналисты поговаривали, что Уолш собирается создать конкурента Aer Lingus.
Место исполняющего обязанности гендиректора British Airways Уолш займет 3 мая, а полноценным гендиректором компании станет в конце сентября. Эта компания тоже переживает реструктуризацию. После терактов 2001 г. Эддингтон сократил штат на 22%, уволив 13 000 сотрудников. Эта непопулярная мера оказалась действенной. Расходы компании с тех пор сократились на 1 млрд фунтов. Аналитики полагают, что в финансовом году, который заканчивается 31 марта, BA продемонстрирует солидный рост прибыли.
Сегодня British Airways пытается решить сразу несколько задач: ей необходимо и дальше сокращать расходы и увеличивать прибыльность операций, укрепляя имидж компании, предоставляющей услуги класса люкс. Перед Aer Lingus такая задача никогда не стояла. Пока гендиректором был Уолш, компания продвигала себя на рынке в качестве авиаперевозчика, предлагающего базовый набор услуг на высоком уровне и за весьма умеренную цену.
К тому же Aer Lingus работает главным образом на европейских маршрутах, а British Airways получает основные доходы от обслуживания состоятельных клиентов, путешествующих по всему миру.
Тем не менее в отрасли полагают, что Уолш сумеет справиться с трудностями. Майкл О’Лири, гендиректор Ryanair Holdings, известный своей прямотой, назвал назначение Уолша “удачным выбором”. Несмотря на то что BA гораздо больше Aer Lingus, отметил О’Лири, многие приемы, которые удались Уолшу там, сработают и здесь. Правда, в Великобритании профсоюзы могут оказаться для Уолша куда более мощным оппонентом, чем в Ирландии.
Пока же представители профсоюзов реагируют на назначение Уолша сдержанно. Мервин Гриншо, председатель British Air Line Pilots’ Association, говорит, что в возглавляемом им профсоюзе с грустью узнали об уходе Эддингтона, “поскольку нам удавалось плодотворно сотрудничать с ним в трудный для компании период”. “Надеюсь, у наших пилотов сложатся такие же отношения с Уолшем, поскольку, совершенно очевидно, так будет лучше для компании”, – предупреждает профсоюзный лидер. (WSJ, 9.03.2005, Екатерина Кудашкина)