Мобильная связь в Среднем Поволжье. Битва за абонента


“Здесь действительно идет битва за абонента, – заявляет коммерческий директор самарского филиала “ВымпелКома” Константин Чудаков. Он считает, что это одна из причин того, что тарифы на сотовую связь в Самарской области одни из самых низких в Поволжье. В прошлом году операторы старались набрать максимально возможное число новых клиентов, соглашается коммерческий директор “МСС-Поволжья” (сеть “Мегафон”) Олег Зиночкин. Это и вызвало почти двухкратный рост абонентской базы, добавляет Панкратова из iKS-Consulting.

Операторы сотовой связи привлекли в Самарской области в прошлом году более 1 млн новых клиентов, увеличив абонентскую базу до 1 991 903 человек (на декабрь 2004 г.), говорит старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова. А уровень проникновения сотовой связи, по ее данным, достиг 61,5%. Почти такие же цифры – 61,2% – приводит и аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.

А инициатором волнений и снижения тарифов на рынке была компания МТС, последней из операторов большой тройки вышедшая в регион в феврале прошлого года. Она предложила абонентам тариф с бесплатными входящими вызовами, с ценой соединений внутри сети 30 коп. за 1 минуту и исходящими на мобильные других операторов – 90 коп. за 1 минуту. “Это предложение было убойным по цене”, – признает коммерческий директор СМАРТС Андрей Гиреев.

В МТС довольны своим стартом. За год оператор сумел войти в тройку лидеров, по данным аналитиков из iKS-Consulting и ACM-Consulting. На начало этого года 39% рынка было у “МСС-Поволжья” (“МегаФон”), по 21% – у МТС и “ВымпелКома” и 19% – у СМАРТС.

Однако по оценке СМАРТС, в Самарской области насчитывается порядка 2,3 млн коммерческих абонентов, из них более 800 000 приходится на долю “МегаФона” и примерно по 500 000 – на “Би Лайн”, МТС и СМАРТС. С такой оценкой согласен и Чудаков из “ВымпелКома”.

Но, несмотря на критику данных аналитиков, и “ВымпелКом” и СМАРТС среагировали на экспансию МТС. “ВымпелКом” в конце года снизил цену на внутрисетевые вызовы до 50 коп. за 1 минуту. “За декабрь у нас было почти 130 000 подключений, приток увеличился в разы”, – сообщил Чудаков. А сразу после Нового года не выдержал и СМАРТС, предложивший тариф с ценой 25 коп. за минуту исходящих вызовов внутри сети и 45 коп. – на мобильные других операторов. “Приток абонентов вырос в три раза. По Самарской области он составляет более 50 000 ежемесячно”, – радуется Гиреев.

Лишь “МегаФон” воздерживается от “копеечных” акций. Минимальная стоимость внутрисетевых звонков у компании – 1,5 руб. за 1 минуту. “Мы привлекаем абонентов, не относящихся к низкодоходной категории”, – объясняет позицию компании Зиночкин. А Чудаков из “ВымпелКома” полагает, что любые демпинговые предложения операторов будут действовать ограниченное время, после чего цена установится на уровне “более-менее приемлемом и для оператора, и для абонента”.

К тому же через год рынок сотовой связи Самарской области приблизится к насыщению, утверждают аналитики. По оценке Панкратовой из iKS-Consulting, в этом году рынок еще будет расти за счет абонентской базы, уровень проникновения по итогам года может составить и 90%, считает она. В последующие годы количество абонентов будет увеличиваться незначительно.

В такой ситуации операторам будет невыгодно вести ценовые войны, так как любое снижение тарифов будет “бить по доходам всех компаний”, пояснил Чудаков из “ВымпелКома”.

Панкратова согласна, что операторы будут конкурировать за счет нишевых предложений, программ лояльности абонентов, а не демпинга. Уже сейчас стоит задача не допустить падения ARPU (ежемесячный доход оператора на одного абонента), который составляет $13,7 по Самарской области, добавила она.

Участники рынка признают, что этот показатель снижается. ARPU абонента “МегаФона” за год снизился на 6,5% и сейчас составляет $16,5, говорит Зиночкин. В МТС этот показатель по итогам III квартала составил $14. У СМАРТС ARPU в прошлом году был $11, а годом ранее – $13, сказал Гиреев. В “ВымпелКоме” ARPU не раскрывают. Спасти операторов могут только допуслуги, полагают участники рынка. Доходы от SMS, GPRS и MMS и прочих неголосовых услуг уже приносят в бюджет операторов около 15% заработка. Например, у “МегаФона” эта доля растет на 2–3% в месяц, уверяет Зиночкин.

До сих пор основная борьба между операторами шла в Самаре и Тольятти. Но если средний уровень проникновения сотовой связи в регионе около 60%, а в этих городах – 70–90%, то в сельской местности – 40–50%, говорят участники рынка. Самара и Тольятти вплотную приблизились к Москве (более 100%) и Санкт-Петербургу (более 90%). А по данным Панкратовой из iKS-Consulting, на селе этот показатель – 20–30%. Поэтому освоение малых городов и районных центров – единственный способ для операторов увеличить свою абонентскую базу, полагает аналитик.

С ним согласен и Чудаков из “ВымпелКома”: “По моему опыту предыдущей работы в саратовском филиале, прирост [в городах и районах] идет 50 на 50, но в Самарской области Самара и Тольятти дают больше, чем остальная область”.

Но для работы на селе операторам нужно обеспечить хорошее покрытие сетью всей области. По мнению участников рынка, почти вся область охвачена сетями “МегаФона” и СМАРТС, которые первыми вышли на рынок.

“В этом году мы вплотную приблизимся к СМАРТС и “МегаФону”, и различий между нами по зоне покрытия почти не будет”, – обещает Чудаков из “ВымпелКома”. Для продвижения на периферии сотовые компании предпочитают работать через дилеров. Оператору, говорит Чудаков, интереснее сотрудничать с местными компаниями, которые лучше знают, где нужна связь и что нужно жителю конкретного населенного пункта. При этом требования к дилерским точкам в райцентрах будут упрощены, говорит он.

Более мягкие требования к дилерам, работающим в небольших городах и селах, и у “Мегафона”. Эта компания пока единственная из операторов в регионе, внедрившая тарифный план специально для негородских жителей. Стоимость вызовов внутри сети на территории тарифной зоны “Регион”, куда не входят города и ближайшие пригороды, – 1 руб. за минуту