Вопреки сценарию


Герой “Крутой компании” Дэн (Дэннис Куэйд) накануне своего 52-го дня рождения оказывается на не соответствующем его возрасту перепутье. Его жена оказывается беременной третьим ребенком, хотя от нее никто такого не ждал, старшая дочь (Скарлетт Йохансенн) собирается снять квартиру в городе и жить одна, а младшая завела бойфренда. Вдобавок ко всему из-за слияния корпораций его понижают на работе, а вновь пришедшему боссу Картеру, молодому специалисту и свежей крови, всего 26 лет. Картер считает, что главное — это работа в команде, и сделает все, чтобы завоевать любовь и уважение своего нового великовозрастного подчиненного.

И тут начинается самое интересное. Молодого специалиста играет юноша с диковатым именем Тофер Грэйс — крайне талантливый актер, внешне очень похожий на Тоби Макгуайера. На него более чем следует обратить внимание. Появляясь в кадре, он не только перетягивает на себя внимание с Дэнниса Куэйда, но и меняет изначальную расстановку сил.

Пол Вайс равно далек от возрастных кризисов обоих своих героев — в следующем году ему исполнится сорок. Ни проблемы самоидентификации юного Картера, ни проблемы самореализации пожилого Дэна его особо не волнуют, а убедительность героев зависит исключительно от актеров. По сюжету Дэн сначала возненавидит успешного выскочку, потом они подружатся, потом Картер некстати закрутит роман с дочкой Дэна, и Дэн его снова возненавидит, ну и так далее. В пересказе “Крутая компания” выглядит историей о том, как взрослый человек справился с трудностями и духовно обогатил юного хлыща. Но Тофер Грэйс настолько явно переигрывает Куэйда, что под него подстраивается сюжет. Получается драма талантливого молодого человека, способностями и хорошим характером которого пользуются все окружающие.

Над “Американским пирогом” смеялись взрослые и умные мужчины, над предыдущим фильмом Пола Вайса “Мой мальчик” взрослые и умные мужчины рыдали. “Крутая компания” оставит взрослых и умных мужчин в растерянности. Вайс сделал фильм о торжестве посредственности — крепкий, с хорошими диалогами, с сюжетом, но безысходно печальный. В последних кадрах Дэннис Куэйд принимает новорожденное дитя в кругу любящей семьи, а Тофер Грэйс бежит по морскому берегу на фоне закатного солнца. Этот хрестоматийный образ явно хочет казаться метафорой свободы. Но выглядит наглядным подтверждением вечного одиночества человека, который хоть что-то из себя представляет.