Fiat выходит из кризиса
Как сообщила в понедельник Fiat SpA, ее чистый убыток в прошлом году снизился на 26% до 1,55 млрд евро по сравнению с чистым убытком в 1,95 млрд евро, полученным в 2003 г. Выручка группы в прошлом году снизилась на 1,2% до 46,7 млрд евро.
При этом в IV квартале чистый убыток группы снизился еще значительнее. За последние три месяца 2004 г. он составил 325 млн евро, что более чем в три раза меньше, чем за аналогичный период 2003 г., – 1,07 млрд евро.
Это позволило гендиректору группы Серджио Маркьонне, в прошлом месяце возглавившему и Fiat Auto, пообещать, что в 2005 г. все подразделения Fiat SpA улучшат показатели. Он надеется, что в нынешнем году группа получит чистую прибыль. Маркьонне также рассчитывает, что и Fiat Auto, основное подразделение группы, получит небольшую операционную прибыль. В прошедшем году выручка Fiat Auto составила 20,5 млрд, операционный убыток – 840 млн евро.
Маркьонне подчеркнул, что в текущем году основной задачей станет снижение убытков Fiat Auto на две трети. Он обратил внимание на то, что сейчас фиксированные издержки, не зависящие от объема продаж, в Fiat Auto совершенно не соответствуют спросу на его продукцию. Но, несмотря на избыточные производственные мощности, ни одной фабрики Fiat Auto в Италии не будет закрыто. Правда, часть его рабочих получит дополнительные отпуска за счет проводимой правительством и финансируемой автоиндустрией программы.
Долги Fiat Auto составляют около 8 млрд евро, а всей группы – около 20 млрд евро. Но, по мнению аналитиков, у группы достаточно ликвидности, чтобы протянуть хотя бы два года и провести за это время реструктуризацию. Дело в том, что благодаря произведенным за последние два года распродаже активов и допэмиссиям Fiat SpA располагает средствами в размере 5,3 млрд евро. Кроме того, в прошлом месяце группа урегулировала длительный спор с General Motors, отказавшись от опциона на продажу Fiat Auto американской компании, и получила за это еще 1,55 млрд евро.
В то же время аналитики прогнозируют, что объем продаж автомобилей Fiat в Европе в этом году не изменится из-за растущей конкуренции со стороны азиатских производителей. По их мнению, не следует ожидать сильного роста продаж и на внутреннем рынке из-за слабого спроса. По последним данным, доля домохозяйств в Италии, которые имеют вторую машину, снизилась в 2004 г. до 37% по сравнению с 42% в 2003 г.
Как считает аналитик Smith Barney Джон Лоусон, многое будет зависеть от того, каким спросом будут пользоваться новые модели Fiat. Он даже считает, что судьбу всей группы может определить успех или неудача новой версии малолитражки Punto, которая будет выпущена в сентябре. В этом году Fiat рассчитывает продать 100 000 таких машин, а в будущем довести ежегодные Punto до 360 000 автомобилей. (DJ, 1.03.2005, Олег Митяев)