Принцип центрифуги


В свое время Дайсон был всего лишь изобретателем-одиночкой. Ему не удалось заинтересовать своей идеей пылесоса, работающего по принципу центрифуги крупных производителей бытовой техники. “Меня удручали многочисленные встречи и переговоры о лицензировании. Собираясь на очередную встречу, я надеялся увидеть свет в конце туннеля, но один за другим производители говорили мне “нет”, – вспоминает сегодня Дайсон. Городские власти Лондона тоже отказали ему в поддержке.

В результате, к большому огорчению многих финансистов, бизнесом Дайсона теперь безраздельно владеет его семья.

Но в те времена предприниматель с трудом избежал банкротства. “Больше всего я был потрясен, когда узнал, что мою технологию скопировала американская компания”, – рассказывает он. Американский производитель бытовой техники Hoover использовал в своем вакуумном пылесосе Triple Vortex систему, аналогичную системе Dual Cyclone, которую изобрел Дайсон. Предприниматель выиграл суд и получил 4 млн фунтов стерлингов ($7,6 млн). 57-летний Дайсон и сейчас искренне радуется победе над Hoover. Тем более что ее удалось одержать всего через три года после выхода на рынок США.

Hoover до сих пор уверяет, что Dyson вышел на первое место только по объему продаж, но по количеству проданных пылесосов британский бизнесмен якобы по-прежнему отстает от американской компании. Кроме того, Hoover утверждает, что по результатам всего 2004 г. ее брэнд лидирует на американском рынке как по объему продаж, так и по количеству проданных устройств.

Сэр Теренс Конран, дизайнер, розничный торговец и друг британского предпринимателя, замечает: “Масштабы его успеха и быстрота, с которой он завоевал место на рынке США, просто поражают”. Технически совершенный и необычный по дизайну дорогой продукт продается лучше, чем более дешевые версии. “В процессе инженерной разработки мы редко специально задумываемся над тем, как улучшить внешний вид нашего продукта. Это получается как-то само собой”, – говорит Дайсон.

Британский предприниматель потратил относительно небольшую сумму на телевизионную рекламу в США – всего $20 млн. “Мы тратим примерно 10% от оборота на исследования и от 1% до 2% – на рекламу. Большинство наших американских конкурентов поступают наоборот”, – утверждает Дайсон.

Тем не менее на родине Дайсон далеко не так популярен, как основатель Virgin Group Ричарду Брэнсону. Частично это связано с тем, что он сократил 800 рабочих мест в своей штаб-квартире в Малмесбери (графство Уилтшир), когда перенес производство в Малайзию в 2002 г.

Сокращение затрат позволило Дайсону выделить средства для выхода на американский рынок. В 2003 г. операционная прибыль его компании выросла с 4,9 млн фунтов стерлингов ($9,3 млн) до 27,7 млн фунтов стерлингов ($53,05 млн), а объем продаж увеличился с 37,2 млн фунтов стерлингов ($62,6 млн) до 236,8 млн фунтов стерлингов ($453,5 млн).

Дайсон, который вместе с женой живет в большом загородном поместье, получил сравнительно небольшие дивиденды со своей компании – всего 17 млн фунтов стерлингов ($32,5 млн). Другим знаменитым предпринимателям удается зарабатывать намного больше. Тем не менее в прессе тут же пошли разговоры о нажитых им капиталах. Такова цена славы.

Люди, близко знающие Дайсона отмечают, что за изящными манерами скрывается жесткий человек, привыкшего все делать по-своему. Самый большой грех, который могут совершить посетители штаб-квартиры в Малмесбери, – сказать, что вакуумный пылесос в витрине похож на продукцию Hoover. Услышав это, менеджеры в офисе сразу сжимаются так, будто сейчас ударит молния. (FT, 25. 02.2005., Мария Подцероб)