Заступился за своих

Д.Гришкин
Д.Гришкин

Свои автомобили в России собирают пока только американские Ford и General Motors (в рамках СП с “АвтоВАЗом”). Большинство лидеров мирового автопрома обходят нашу страну стороной: японская Toyota и немецкий Volkswagen медлят из-за высоких пошлин на импорт комплектующих (в среднем 12%). Российские чиновники пошли навстречу западным автоконцернам, пообещав обнулить или заметно снизить пошлины на автокомпоненты для промышленной сборки. В январе такую рекомендацию правительству дала межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле.

Это не на шутку встревожило российские автозаводы. 17 февраля гендиректоры “АвтоВАЗа”, “Руспромавто”, “Автотора”, группы “СОК”, ЗиЛа и КамАЗа попросили премьер-министра Михаила Фрадкова не принимать никаких решений, не встретившись с автолобби. Авторы письма, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”, считают, что эта мера приведет к упадку российских производителей комплектующих и потере в течение 3–5 лет 100 000–120 000 рабочих мест и суммы, равной 1% ВВП 2004 г. Развитие отечественного автопрома, включая выпуск комплектующих, наоборот, принесло бы $1–1,5 млрд. “Ренессанс Капитал” оценивает нынешний рынок автокомплектующих в $2–3 млрд.

Россия может превратиться в страну отверточной сборки, предупреждает президент Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев, подписавший обращение. По его мнению, пошлины должны стимулировать не только создание автосборочных заводов, но и развитие производства деталей для них. “Какой смысл производить комплектующие здесь, если можно их беспошлинно импортировать?” – недоумевает представитель “АвтоВАЗа”. Левичев считает, что пошлины можно отменять, предварительно обязав зарубежных производителей в течение 3–5 лет обеспечить минимальный уровень локализации в 50%. С ним соглашается и представитель “Руспромавто” Владимир Торин.

Премьер пошел навстречу просителям. Когда вчера на заседании правительства министр экономического развития Герман Греф предложил Фрадкову подписать проект постановления о снижении пошлин на комплектующие, тот осадил подчиненного. Премьер заметил, что у него есть и альтернативные предложения и следует прежде хорошо подумать. “Это должно быть осмысленное решение”, – сказал он. Пресс-секретарь премьер-министра Александр Жаров сообщил “Ведомостям”, что Фрадков поручил Грефу принять директоров автозаводов и до 10 марта отчитаться о результатах разговора.

Но автолобби будет трудно переубедить Минэкономразвития. “Мы исходим из интересов потребителей, для которых снижение пошлин выгодно”, – убежден чиновник Минэкономразвития. Собеседник “Ведомостей” отмечает, что аргументы авторов письма не подтверждены расчетами. Уверенности Минэкономразвития придает поддержка западных производителей. 1 февраля в письме на имя Фрадкова они попросили ускорить принятие мер по снижению пошлин. Это письмо, отмечает сотрудник Минэкономразвития, подписали “Автофрамос”, Volkswagen и DaimlerChrysler, к которым присоединилась и российская “Северсталь-Авто” (объединяет Ульяновский автозавод и Заволжский моторный завод). Представитель “Северсталь-Авто” мотивирует это так: компания по соглашению с корейской SsangYong Motors планирует собирать внедорожники Rexton, а снижение пошлин сократит сроки окупаемости проекта.

Опасения российских автоконцернов беспочвенны, считает Ванесса Леви, представитель “Автофрамоса”, который собирает в России Renault. Она обещает, что “Автофрамос” добьется 50%-ной локализации сборки. “Как скоро это произойдет, зависит прежде всего от местных поставщиков”, – говорит Леви. Впрочем, у аналитиков другой прогноз. После снижения ввозных пошлин некоторых производителей автокомпонентов могут купить иностранцы, часть прекратит существование, а оставшиеся на плаву будут вынуждены работать качественнее, думает аналитик “Ренессанс Капитала” Виктор Цховребов. “Наступит здоровая конкуренция, русские производители перестанут работать по принципу “Делай как хочешь, и так купят”, – заключает он.