Стать лидером


В США действует пять сборочных заводов Toyota, на них занято 22 230 сотрудников. Сейчас японская компания завершает строительство шестого завода – в Техасе, на котором со следующего года будут собираться крупнотоннажные грузовики, занимающие крупный сегмент на американском авторынке. Кроме того, уже в этом месяце компания планирует открыть завод по производству малотоннажных грузовиков в Мексике, которые будут продаваться и в Соединенных Штатах.

Но компания не намерена останавливаться на достигнутом. До конца 2005 г. Toyota обещает сообщить, где будет строиться ее седьмой сборочный завод в США, на котором будут собирать легковые машины малого класса. После этого компания займется поиском места для восьмого завода в США. Детали этих проектов пока не разглашаются. Но известно, что один сборочный завод Toyota стоит как минимум $1 млрд, в среднем на каждом из них занято 4000–5000 сотрудников. К примеру, инвестиции японской компании в завод в штате Индиана составили $2,5 млрд, сейчас на нем занято 4800 человек и производится 300 000 автомобилей в год.

Toyota поставила себе долгосрочную цель – увеличить долю на американском рынке с нынешних 12,2% до 15% к 2010 г. В 2004 г. Toyota продала в США 2,06 млн автомобилей, что на 10,4% больше, чем годом ранее. О серьезности намерений японской автокомпании говорит общий объем ее вложений в производство. В 2004 г. он составил $8,5 млрд, что на 16% больше $7,3 млрд General Motors, потраченных на эти же цели.

Агрессивное расширение Toyota на североамериканском рынке не сулит местным компаниям ничего хорошего. Несмотря на то что продажи американских автомобилей во всем мире продолжают расти, в США они стагнируют. В прошлом году доля трех крупнейших американских автопроизводителей – GM, Ford и DaimlerChrysler на внутреннем рынке упала до самого низкого уровня за все время – 58,7% по сравнению с 60,2% в 2003 г.

В результате GM была вынуждена закрыть несколько своих заводов в США и уволить тысячи сотрудников, не занятых на производстве. Но даже после этих мер коэффициент загрузки заводов GM в Северной Америке составляет 86%. Как считает аналитик Morgan Stanley Стефен Джирски, количество избыточных заводов GM в Северной Америке доходит до 15. Эксперты полагают, что если так пойдет и дальше, через несколько лет Toyota может бросить вызов своему основному конкуренту – GM, которая в 2004 г. продала 9,1 млн машин, и стать компанией номер один в мире. (WSJ, 22.02.2005, Олег Митяев)