ЛИДЕРСТВО: Глобальные русские


Нам давно было интересно понять людей, которые за последние 15 лет кардинально изменили российскую экономику и повлияли на развитие общества. А поняв, рассказать об этих людях остальному миру. С этой целью был осуществлен исследовательский проект международной школы бизнеса INSEAD, завершившийся выпуском книги на английском, а теперь и на русском языке.

Мы сосредоточили свое внимание на бизнес-лидерах, которых назвали “глобальными россиянами”. Это те, кто мыслят и действуют в глобальном мире, строят между ним и Россией мостики, по которым в обе стороны движутся идеи, технологии, продукты и деньги. Конечно, мы отдаем себе отчет в том, что в количественном отношении такие люди составляют меньшинство среди российских бизнесменов. Однако их нынешний вклад в экономику и, хочется верить, влияние на следующее поколение отечественных предпринимателей очень высоки.

Героями исследования стали Михаил Ходорковский, основатель группы МЕНАТЕП; Дмитрий Зимин, основатель и в течение 10 лет бессменный гендиректор сотового оператора “ВымпелКом”; Рустам Тарико, основатель и президент группы компаний “Русский стандарт”; Рубен Варданян, в течение 10 лет президент и главный архитектор группы компаний “Тройка Диалог”; Ольга Слуцкер, основатель и президент сети World Class Fitness Centers; Марина Ильина, основатель и гендиректор компании Frontstep, производителя программных продуктов; и Яков Йоффе, советский инженер, эмигрировавший в 1970-х гг. во Францию, получивший степень МВА в INSEAD и вернувшийся в Россию в начале 1990-х в качестве гендиректора кондитерской фабрики “Большевик”, приобретенной французской группой Danone.

На первый взгляд перечисленные люди не имеют между собой ничего общего. В самом деле, что объединяет 70-летнего доктора технических наук и бывшую чемпионку страны по фехтованию или 40-летнего выпускника института иностранных языков из Татарстана, не занимавшегося в своей жизни ничем, кроме предпринимательства?

Их объединяют интернациональные лидерские качества. Они смотрят в будущее, а не в прошлое; систематически подвергают сомнению сложившийся статус-кво; усваивают и адаптируют новые идеи; обладают эмоциональным разумом, т. е. способны понимать и в определенной степени управлять собственными эмоциями и чувствами других людей. В то же время российские лидеры тонко чувствуют и учитывают особенности российской культуры. Каждый из них играет в своей организации роль, которая может показаться иностранному наблюдателю чрезмерной, однако соответствует ожиданиям российских сотрудников, желающих видеть своего лидера уверенным, всегда контролирующим ситуацию. Кратко их операционная модель может быть описана так: “Учись у всего мира, управляй с учетом местных условий”.

Вот несколько поведенческих принципов, которые позволили российским глобальным лидерам добиться успеха.

Гибкость в отношении самого себя и окружающего мира. Эффективные лидеры постоянно обновляют не только себя, но и среду вокруг себя – свои организации и отрасли, в которых работают. Эволюция, например, Ходорковского, прошедшего путь от торговца виртуальными деньгами и реальными товарами до архитектора глобальной энергетической компании менее чем за 15 лет и заложившего основу принципиально новой культуры во всей нефтяной отрасли России, уникальна. Впрочем, сам же Ходорковский показал пример того, к каким трагическим последствиям и для лидера, и для его организации могут привести потеря чувства реальности в отношении самого себя и окружающего мира и, как следствие, потеря гибкости.

Создание и использование социальных сетей. В России отношения играют гораздо более важную роль, чем правила. Глобальные российские лидеры хорошо понимают эту особенность и эффективно создают и используют социальные сети различного рода, занимая в них ключевые, так называемые брокерские позиции. Именно работа по созданию социальной сети, а не мифические связи советских времен, которыми никто из наших героев, включая Ходорковского и Зимина, в действительности не обладал, позволила им преуспеть. Дмитрий Зимин, абсолютный аутсайдер для телекоммуникационной отрасли, сумел создать исключительно ценную сеть, частично используя свои контакты в военной промышленности и армии, частично – собственную харизму, а частично и традиционные российские инструменты – баню и застолье.

Инициирование перемен. Традиционно считается, что предприниматели искусно подстраиваются под внешний мир и находят в нем незанятые ниши. Российские глобальные лидеры не останавливаются на этом. Используя свои социальные сети, они активно преобразуют внешнюю среду. Варданян подготовил первые документы, регулирующие фондовый рынок в России, и добился их принятия; Слуцкер стремится изменить отношение россиян к своему здоровью. Движимые частным интересом, российские глобальные лидеры инициируют перемены, значение которых намного шире одного, пусть даже очень успешного, бизнеса.

Настойчивость и упорство. Гибкость сочетается с целеустремленностью. Зимин потратил почти три года на получение для “ВымпелКома” лицензии GSM 900, просиживая часы в министерских приемных, финансируя исследовательские работы, выступая на конференциях, обращаясь за помощью к политикам, производителям оборудования и даже конкурентам. Десятки раз он слышал: “Нет, только через мой труп”, но добился успеха, во многом определившего будущее компании. После финансового кризиса 1998 г. большинство инвестбанков свернули свои операции, а Варданян продолжал финансировать исследования и нанимал новых сотрудников. Интересно, что большинство героев исследования не обладали врожденной настойчивостью, а сознательно развивали в себе это качество.

Сильный лидер. Несмотря на личные преференции российских лидеров, они всегда находятся в центре внимания своих последователей и обладают огромной властью в организации. Выросшие в традиции авторитаризма, россияне нуждаются в сильных, харизматических лидерах. С одной стороны, это создает дополнительные инструменты влияния для лидера; с другой стороны, неоправданные ожидания могут привести к разочарованию и потере мотивации. Российские глобальные лидеры хорошо понимают эту особенность и поддерживают образ сильного лидера, который в то же время заботится о своих последователях, причем каждый – по-своему. Варданян много встречается с сотрудниками, является центральной фигурой на всех корпоративных мероприятиях. Зимин культивировал образ “либерального диктатора”, который любил общие дискуссии, но всегда принимал окончательное (и единственно правильное) решение.

Управление смыслом. Несмотря на различие в масштабах управляемых глобальными российскими лидерами компаний и их отраслевой специфике, все они активно пользуются таким лидерским инструментом, как миссия (смысл существования и деятельности компании). И “ЮКОС”, и “Русский стандарт”, и World Class отличаются от большинства российских компаний существованием центральной, амбициозной, долгосрочной цели. В первом случае это было создание российской энергетической компании, конкурирующей на глобальном рынке с BP и Shell, во втором – построение всеобъемлющего российского брэнда, в третьем – создание героев новой России. “Идеологически” заряженные миссии хорошо резонируют с психологией российских сотрудников и делают создавшие их компании привлекательными работодателями.

Используя описанные выше и другие лидерские стратегии и инструменты, герои нашего исследования добились замечательных результатов в бизнесе. Однако конкуренция, изменение политической обстановки в России и мире и просто течение времени ставят перед ними новые проблемы, для решения которых, как показал трагический опыт Михаила Ходорковского, не всегда подходят приносившие в прошлом успех методы.