Снова под подозрением
В октябре прошлого года сотрудница ВВС США Дарлин Друйун, которая занималась в своем ведомстве закупкой нового вооружения, была приговорена к девяти месяцам тюремного заключения и штрафу в $5000. Она призналась, что во время проведения в 2002 г. конкурса на закупку авиатанкеров-заправщиков стоимостью около $23 млрд снабжала Boeing данными о заявках европейского Airbus. Благодаря этому Boeing одержал победу. А сама Друйун в конце 2002 г. перешла на работу в Boeing на должность вице-президента с окладом $250 000 в год.
В ходе следствия Друйун сообщила, что помогла Boeing не только получить контракт на поставку авиатанкеров, но и заключить ряд других сделок. Управление военных контрактов Пентагона подготовило доклад для внутреннего пользования о других подозрительных сделках, заключенных с участием Друйун. В понедельник Майкл Уинн, отвечающий в Пентагоне за поставки вооружений, распорядился по результатам доклада продолжить расследование в отношении восьми контрактов общей стоимостью около $3 млрд.
Четыре из этих контрактов были заключены с Boeing. Они касаются технического обеспечения авиатанкеров и оснащения военных спутников. Новые расследования добавят головной боли Boeing. Чтобы урегулировать скандалы, он нанял команду высококвалифицированных юристов, которая уже добилась определенных успехов. Министерство юстиции США уже заявило о намерении начать переговоры с компанией об их урегулировании. В то же время внутренний доклад военных не обнаружил конкретных нарушений со стороны Boeing по этим четырем контрактам, поэтому расследование по ним будет вести офис генерального инспектора Пентагона, а не Минюст США.
Кроме того, будет проведено и расследование двух контрактов, которые ВВС заключили с Lockheed Martin. Они касаются разработки тренировочного оборудования для экипажей истребителей F-16 и модернизации грузового самолета С-5. Два других “подозрительных контракта” были заключены с Andersen Consulting и Systems & Electronics.
Скандал с Друйун далеко не первый, в котором фигурирует Boeing. В 2003 г. вскрылось, что корпорация нелегально получила документацию Lockheed Martin, благодаря чему выиграла в 1998 г. тендер ВВС на поставку ракет-носителей. В сентябре 2004 г. страховые компании подали иск против Boeing в Международную торговую палату в Париже с целью получить с корпорации ущерб, понесенный ими из-за дефектов в космических спутниках Boeing, запущенных в 1999–2001 гг. Тогда же Минюст США оштрафовал Boeing за использование деталей из российского титана в американских военных самолетах, что запрещается американским законодательством.
Тем не менее в Boeing пока спокойно реагируют на новые расследования Пентагона. “Возникли новые проблемы, – признает представитель Boeing Дэн Бек. – Но у нас есть желание и механизмы исправить их”. Не выражают беспокойства и в Lockheed Martin. В этой компании заявляют о полной поддержке новых расследований, подчеркивая, что ничто не указывает на неправомерные действия компании. (WSJ, 15.02.2005, Олег Митяев)