БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ: На зыбком фундаменте
В нашем обществе активно пропагандируется идея, будто рост экономики и социальная политика государства – “две вещи несовместные”. Я убежден, что социальные результаты, повышение качества жизни людей не менее важны, чем динамика экономических показателей. Важны они не только с точки зрения нравственности, но и с сугубо практических позиций. Для успешного долгосрочного развития необходимо, чтобы общество было стабильным.
Если в политике экономического роста исходить только из интересов инвесторов, игнорируя социальные приоритеты, такой рост долго продолжаться не будет. Во всяком случае, в демократическом государстве. Экономическое развитие можно назвать здоровым лишь в том случае, если основная часть населения пользуется плодами этого роста, если жизнь большинства семей ощутимо меняется к лучшему.
Есть интересное место в воспоминаниях Сергея Витте. Он видел главную проблему России начала ХХ в. в том, что с экономической точки зрения русские люди представляли собой по сравнению с европейцами половины и даже четверти единиц. Подводя итог насыщенной событиями жизни, Витте выделил среди всех такую, казалось бы, прозаическую тему. Он понимал, что блеск и могущество Российской империи покоились на зыбком фундаменте. Бедность и малограмотность основной части тогдашнего крестьянского населения России – это была проблема не только самих бедных, но и всей страны.
Для масштабных проектов модернизации, какие требовались, чтобы поставить Россию вровень с передовыми странами, не хватало ни денег, ни квалифицированных работников. Получался замкнутый круг: бедность сегодняшняя рождала бедность завтрашнюю. Это обычная проблема небогатых стран не только сто лет назад, но и сегодня.
При столь неустойчивой социальной конструкции наша страна держалась и развивалась только силой государства. Именно государство своей активной экономической политикой обеспечило в начале ХХ в. условия для такого промышленного подъема России, который во многих отношениях не превзойден по сей день. У страны был шанс создать стабильное общество с массовым средним классом. Но стоило расшатать государственный механизм – и он надломился как раз в том месте, на которое указывал Витте.
Я далек от мысли проводить прямые аналогии между нашим временем и эпохой революций. Всего 15 лет назад, в начале экономического кризиса, у нас было довольно однородное общество. Наши граждане и сегодня в целом отличаются высоким уровнем образования, квалификации. У страны есть все необходимое, чтобы развивать эффективную современную экономику.
Но давайте посмотрим, что представляет собой среднестатистический российский гражданин в экономическом отношении по сравнению с европейцем или американцем. Если сравнивать по размеру ВВП на душу населения, то получаем как раз ту самую пресловутую четверть единицы, о которой писал Витте – $8000 в год против $30 000 у них. Это результат десяти лет кризиса, последствия которого еще не преодолены полностью за пять лет восстановления экономики.
При этом “вписавшееся в рынок” меньшинство граждан пользуется всеми благами современной цивилизации. А остальные не только лишены возможности пользоваться плодами технического прогресса, но и все больше отстают от его постоянно растущих требований к образованию, к квалификации. Мы можем снова загнать себя в ловушку, когда успешное меньшинство и бедное большинство станут как бы двумя разными нациями в одной стране.
Те, кому сегодня 40–50 лет, получили образование и профессиональную подготовку до кризиса. А значительная часть молодого поколения не приобретает знаний и навыков, необходимых для работы в современной экономике. То есть квалификационный потенциал нашего населения не воспроизводится.
Это серьезнейшая проблема. Бедность страшна не только материальными лишениями и нравственными страданиями. Такая бедность заканчивается вместе с кризисом, ее породившим. Но если бедность затягивается на десятилетия, если она передается в следующее поколение – это страшно своей безысходностью. И когда рост экономики дает возможность молодым людям получить хорошую работу, они к этому оказываются не готовыми.
Россия пока не столкнулась с этим в полной мере, у нас бедность еще не стала застойной. Но контуры проблемы уже можно различить на горизонте, если государство вовремя, прямо сейчас не начнет ее решать.
Это не значит, что Россию надо превратить в государство бедных и для бедных. Ровно наоборот. Необходимы решительные меры, чтобы вырвать людей из бедности, создать условия для их возвращения в современное общество, в современную экономику.
Ключ к решению этой задачи связан с преодолением одного из самых удивительных парадоксов российской экономики. Большая часть людей бедных, нуждающихся в поддержке, имеет постоянную работу, а зачастую и высшее образование. Это отражает ненормальную ситуацию, которая сложилась в сфере доходов населения за десятилетие экономического кризиса.
Государство должно проводить последовательную политику повышения доходов населения. Нужна государственная программа формирования массового среднего класса. Государство заинтересовано в таком слое, который может стать основой стабильности в стране. Но расширение среднего класса – это еще и ресурс ускорения экономического роста. Его потребительский спрос создает оживление на внутреннем рынке. Его квалифицированный и хорошо мотивированный труд производит конкурентоспособные товары и услуги.
Сегодня государственная политика формулируется в терминах поддержки, помощи. Можно понять, когда говорят о помощи инвалидам или престарелым – тем, кто не может обеспечить себя сам. А десятки миллионов работников сами создают тот национальный доход, за счет которого существует наш народ. Если они тем не менее оказываются в положении нуждающихся в помощи, значит, экономическую политику государства надо пересмотреть.
Стало привычным штампом абсурдное выражение “поддержка бизнеса”. Бизнес – это такое занятие, с помощью которого зарабатывают деньги. Он сам, вернее, налоги с него – материальная основа для поддержки государством тех, кто действительно в этом нуждается.
Необходимо изменить сам подход к борьбе с бедностью. Люди здоровые и работающие, тем более предприниматели, на самом деле нуждаются не в поддержке, а в нормальных условиях для их работы.
Для этого государственная политика должна предусматривать и целенаправленное повышение заработной платы работников бюджетной сферы, и меры по развитию малого бизнеса, и создание системы стимулирования для тех предприятий, которые развивают передовое производство, создают современные рабочие места с достойным уровнем оплаты труда.
В современном мире экономический рост больше, чем когда-либо, определяется научным потенциалом страны, уровнем образования и квалификации ее граждан. Экономика высоких технологий предъявляет свои социальные требования. Она не приживается в обществе бедном и внутренне разделенном. Поэтому преодоление бедности, экономическая и социальная интеграция общества – условие не только политической стабильности, но и успешного развития экономики. Это важнейшая задача государственной политики. Решая ее, государство не тратит, а увеличивает национальное богатство.