“Живые люди” с острова Мэн
До недавнего времени “Ист Лайн” держала в тайне финансовые показатели и информацию о владельцах. Но в I квартале этого года “Ист Лайн” собралась размещать транш облигаций на 3 млрд руб. и слегка приоткрыла завесу.
Акционерами самой FML Limited в проспекте названы два резидента острова Мэн – Джэйн Петерс, контролирующая 75% FML, и Шон Каирнс с долей в 25%. Связаться с островитянами “Ведомостям” не удалось. В пресс-службе “Ист Лайна” не смогли пояснить, являются ли они конечными владельцами группы или представляют чьи-либо интересы. “Это живые люди” – успокоил представитель компании.
Этим людям принадлежит отличный бизнес. В проспекте “Ист Лайн” впервые раскрыла отчетность всех предприятий, входящих в группу. Выручка предприятий группы за девять месяцев 2004 г. составила 9,49 млрд руб., а доналоговая прибыль – 4,02 млрд руб. То есть операционная рентабельность составила 42%. “Это просто фантастика какая-то”, – восклицает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. Доходность “Домодедово” превосходит другие российские аэропорты и даже экспортно-ориентированные отрасли. “В нефтянке и металлургии операционная рентабельность составляет 25–30%”, – отмечает она.
Это не консолидированная отчетность в строгом понимании этого слова, поскольку не заверена аудиторами, поясняет Георгий Васильев, сотрудник Внешторгбанка, организовавшего размещение. Но топ-менеджеры других аэропортов считают, что “Ист Лайн” привела реальные цифры. “При таком пассажиропотоке, как в “Домодедово”, это вполне реально”, – считает гендиректор “Международного аэропорта “Внуково” Виталий Ванцев. “Я думаю, это правдивые цифры. Для сравнения, рентабельность аэропорта Атланты равна 60%, а Франкфурта – 32%”, – говорит первый замдиректора “Шереметьево” Сергей Недорослев. “Шереметьево”, по его словам, дает доходность 17%.
Мало кто верит, что островитяне – конечные владельцы бизнеса и получают доходы от него (в отчете не указано, где консолидируется прибыль группы). Аналитик ИК “Ренессанс Капитал” Наталья Загвоздина считает, что они служат ширмой для истинных владельцев, которые пока не столь богаты, чтобы платить подоходный налог на родине. С ней согласен и вице-президент Tax Consulting Вадим Поляков. “Регистрация на острове Мэн позволяет замаскировать реальных владельцев бизнеса. Скорее всего, акционеры офшора имеют соглашение с бенефициарами”, – предполагает Поляков. Участники авиационного рынка считали акционерами “Ист Лайна” председателя совета директоров группы Дмитрия Каменщика и его партнеров. Ранее переговоры о покупке 25% “Ист Лайна” вела госкомпания “Рособоронэкспорт”. Связаться с Каменщиком “Ведомостям” не удалось. Руководитель пресс-службы “Рособоронэкспорта” Александр Смеляков не подтвердил “Ведомостям” информацию о покупке структурами холдинга доли в предприятиях “Ист Лайна”.