Взлеты и падения
Harvard Business School (HBS), долгое время занимавшая в таблицах FT вторые и третьи позиции, наконец-то сумела пробиться на первое место. Правда, “золото” ей пришлось поделить с другой американской школой – Wharton, которая удерживает бессменное лидерство в рэнкинге FT начиная с 2001 г.
На протяжении последних четырех лет лидеры рэнкинга обгоняли HBS с самым незначительным преимуществом. А вот на этот раз разрыв между двойкой лидеров и остальными оказался огромным. HBS и Wharton обогнали Columbia Business School, которая в этом году, как и в прошлом, занимает почетную третью позицию, на целых 20 баллов. А вот европейская INSEAD, которая в рэнкинге FT-2004 фигурировала на четвертом месте, сейчас переместилась на восьмое и тоже отстает от Columbia на 20 баллов.
Перестановки в верхней части таблицы обусловлены возрождением интереса рекрутинговых компаний к специалистам в области финансов, равно как и ростом зарплат в этом секторе.
При составлении нынешнего рэнкинга оказалось, что 29% респондентов, заполнивших наши анкеты, заняты в финансовом секторе, при этом зарабатывают они гораздо больше респондентов, работающих в других секторах. В среднем зарплата финансистов, получивших диплом МВА три года назад, сейчас составляет $132 565 у мужчин и $110 930 у женщин.
А вот самые высокие зарплаты в этом секторе получают выпускники программ МВА американской бизнес-школы Tuck при Дартмутском колледже. Всего через три года после окончания школы ее выпускники, работающие на рынке финансов, получают в среднем в год по $179 231. По этому показателю они обгоняют бизнес-школы Stanford ($175 734), Chicago ($163 381), MIT ($162 978), Harvard ($157 683) и London Business School ($153 870).
Благодаря своим “дорогим” выпускникам школа Tuck сумела переместиться с 10-й позиции, которую занимала в прошлогоднем рэнкинге, на седьмую, попутно отодвинув INSEAD и американскую бизнес-школу Stern.
Самого впечатляющего успеха в этом году удалось добиться испанской школе Esade и американской школе Mendoza. Esade, которая в прошлогоднем рэнкинге занимала 71-ю позицию, сейчас переместилась на 35-ю. Такой успех во многом объясняется тем, что эта школа внесла серьезные изменения в программу МВА, в частности ввела более жесткие критерии отбора слушателей и стала прилагать больше усилий для их трудоустройства.
Что же касается Mendoza, то ее взлет оказался не менее триумфальным – с 75-го места в прошлогоднем рэнкинге на 39-е в нынешнем. Секрет ее успеха – карьерный рост выпускников в сочетании с ростом их зарплат. Те, кто оканчивал программу МВА этой школы три года назад, сообщили, что все их надежды при поступлении – смена работы, более высокий заработок и проч., сбылись на 92%.
Отдельная история успеха – рост позиций китайских бизнес-школ – шанхайской школы Ceibs и гонконгских UST и Chinese University of Hong Kong. Ceibs взлетела на 22-ю позицию с 53-й (на 31-е место) во многом благодаря тому, что за три года после выпуска зарплата ее выпускников МВА увеличилась в среднем на 191%. Если учесть, что все они китайцы и работали в Китае и до поступления, и по завершении учебы, такой показатель может свидетельствовать об одном: сегодня на китайском рынке диплом МВА имеет огромную привлекательность.
Самых неудачливых следует, как всегда, искать во второй половине таблицы. Бизнес-школа Moore при Университете штата Южная Каролина рухнула на 42-ю позицию – с 36-й в прошлогоднем рэнкинге на 78-ю в таблице FT-2005. При анализе данных, поступивших от восьми школ, располагающихся в самой нижней части списка, особенно заметно, как остро они конкурируют между собой. Разница в баллах между нынешними лидерами в лице HBS и Wharton и американской школой Simon, которая занимает 27-е место, соответствует разнице в баллах между 29-м местом (нидерландская Rotterdam school of management) и 100-м (французская ESCP-EAP).
Кроме того, в последнее время приходится труднее школам с годичными программами MBA. Из 17 программ МВА, рассчитанных на год и меньше, которые участвовали в нынешнем рэнкинге, 11, в том числе программы INSEAD и швейцарской бизнес-школы IMD, продемонстрировали более низкие показатели, чем в прошлом году, и сместились вниз по таблице. Более того, три школы – британская Ashridge и французские Theseus, ENPC вообще не вошли в сотню сильнейших. Главным образом это произошло из-за низких показателей размера и роста зарплаты выпускников, окончивших программу МВА три года назад.
Как следует из анализа полученных данных, при неблагоприятной ситуации на рынке труда больше шансов устроиться на хорошую работу у тех, кто учился по двухлетней программе и во время обучения проходил практику в компании или на фирме. Впрочем, FT не располагает данными, как часто компания, в которой проходят практику студенты МВА, затем приглашает их к себе на работу. (FT, 24.01.2005, Екатерина Кудашкина)