Как составлялся рэнкинг


Из 147 бизнес-школ, соответствующих критериям отбора для участия в нашем рэнкинге, в исследовании приняли участие 127 школ. Остальные 20 пришлось исключить, поскольку число их выпускников, ответивших на вопросы FT, было недостаточным. Для участия в рэнкинге на вопросы должно ответить на менее 20% от общего числа слушателей курса, а если курс насчитывает менее 100 студентов, то ответивших должно быть не менее 20 человек.

Из полученных данных следует, что 29% выпускников 2001 г. работают в финансовом и банковском секторах, 14% – в консалтинговом бизнесе, 12% – в промышленном секторе и 11% – в секторе телекоммуникаций.

Информация, на основе которой и составляется рэнкинг, поступает к нам из двух основных источников – от самих бизнес-школ и от выпускников, завершивших обучение три года назад

Восемь первых критериев – оценки, которые открывают таблицу, – основаны на информации, полученной от выпускников школы. Наиболее существенным из них являются показатели зарплаты выпускников. Сравнивая размеры зарплат, создатели рэнкинга пересчитывают их в долларовый эквивалент с учетом паритета покупательной способности валют (ППС), установленного Всемирным банком. При определении средних значений зарплат не учитываются крайние значения, а также данные по зарплатам выпускников, которые работают в некоммерческом секторе, или тех, кто в настоящее время учится опять. Взвешенная зарплата рассчитывается с учетом разницы между размерами зарплат в разных секторах рынка и размерами зарплат в том секторе, в котором выпускники работают на сегодняшний день. Все окончательные данные по размерам заработной платы рассчитываются с учетом размеров зарплат, которые выпускники получали в течение последних двух лет.

Такие показатели, как взвешенная зарплата и рост заработной платы в процентах, при составлении рэнкинга оцениваются выше всего.

Следующие девять критериев основываются на данных, полученных от самих бизнес-школ. Эти параметры оценивают разнообразие состава в коллективах учащихся, преподавателей и руководства, а также опыт работы учащихся за границей.

Последние три параметра используются для оценки результатов школы в области научно-исследовательской деятельности. Эта оценка рассчитывается, исходя из числа статей, опубликованных преподавателями школы в 40 наиболее престижных научных и практических периодических изданиях. За каждую публикацию школа, в которой в данный момент работает автор, получает один балл. Если статья писалась в соавторстве – то доли балла, в зависимости от числа соавторов. Окончательный показатель рассчитывается с учетом численности преподавательского коллектива.

Критерий под названием “опыт работы выпускников за границей” позволяет оценить опыт, который учащиеся по этим программам обретают в результате обменов, стажировок и работы с зарубежными фирмами.

И наконец, данные по каждому параметру пересчитываются по так называемому методу z-score. Этот метод учитывает не только различия между школами, но и весь диапазон оценок по конкретному параметру между лидером и школой, замыкающей список. Каждый параметр имеет особый вес в соответствии со своей значимостью. Этот вес выражается в баллах, а результат умножается на показатель z-score для каждой школы в отдельности. Средняя взвешенная показателей z-score по каждому параметру и определяет место школы в рэнкинге. (FT, 24.01.2005, Екатерина Кудашкина)