Сколько тратит Россия: Алло, такси
Расходы населения на пассажирский транспорт и связь должны быть значительными. Такую уверенную оценку даст, пожалуй, каждый, памятуя о размерах нашей страны. Но будет прав лишь частично.
Какой же русский...
По последним сопоставимым данным Евростата (1999 г.), расходы населения России на оплату услуг пассажирского транспорта составляли 2,4% от общего объема потребительских расходов. Это примерно в два раза выше среднеевропейского уровня. Хотя есть страны, где эта доля совсем мала: Австрия – 0,6%, Бельгия – 0,8%.
Причины этой разницы достаточно очевидны: огромная площадь страны и более низкий показатель автомобилизации населения. Как следствие, возникает большая востребованность услуг общественного транспорта. Суровые климатические условия и отсутствие необходимой инфраструктуры снижают возможности использования таких видов транспортных средств, как велосипед и мотоцикл. Это особенно бросается в глаза в сравнении с некоторыми крупными городами Западной Европы.
Еще одним фактором стала советская наука о размещении производительных сил, “достижением” которой явилось появление целых городов со своими градообразующими предприятиями в Заполярье и других отдаленных местностях. В результате – большая востребованность услуг авиа- и железнодорожного транспорта.
Судя по тому, что в последние годы доля расходов населения на оплату услуг пассажирского транспорта в общем объеме потребительских расходов только растет, достигнув 2,8% в 2003 г., наше превосходство над западноевропейскими странами в этом отношении будет сохраняться.
А вот на оплату услуг связи россияне, напротив, тратят относительно меньше по сравнению с европейцами: российский показатель – 1,1% от общего объема потребительских расходов, среднеевропейский – 2,3%.
Высокую долю расходов на услуги связи стоит рассматривать как свидетельство успешного развития в Европе “информационного общества”, ориентированного на потребление товаров и услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Очень низкая доля расходов на услуги связи в России может быть связана и с тем, что в послекризисный 1999 г. население России просто не имело возможности тратить больше. Услуги связи – это все-таки не товары первой необходимости. С 2000 г. доля расходов населения на оплату услуг связи в России по отношению к общему объему потребительских расходов стала стремительно возрастать. В настоящее время Россия по данному показателю вплотную приблизилась к среднеевропейскому, притом именно за счет роста расходов на мобильники.
Тайна фуникулеров
Всего расходы населения на услуги пассажирского транспорта составляют, по оценке ФБК, 242,1 млрд руб. Полученная оценка затрат населения значительно выше показателя, полученного Росстатом на основе обследования бюджетов домашних хозяйств (170,1 млрд руб.).
Во-первых, оказались в большей степени учтены расходы на такси и на “частников”. Это наиболее “затененный” сектор транспортных услуг. Согласитесь, поверить официальным данным, что за весь 2003 г. такси перевезли всего 10 млн человек, просто невозможно. При этом “затененность” связана, возможно, не только с нежеланием населения афишировать свои поездки (вспоминается знаменитое “Наши люди в булочную на такси не ездят”), но и с тем, что частный извоз в сознании многих людей с услугами такси не отождествляется. Не намного более “светлый” сектор – перевозки на маршрутных микроавтобусах – оказывается также лучше учтен при использовании методики подсчета “от затрат”.
Во-вторых, наибольшую долю в расходах занимает авиационный транспорт (29%), а тратятся на него прежде всего люди обеспеченные. Они в наименьшей степени представлены среди респондентов Росстата. Вот и получается недоучет у официальной статистики. Точно так же недоучитываются и расходы на такси.
Но в любом случае полученная цифра включает далеко не все транспортные расходы. Трудно оказалось оценить расходы на перевозку грузов (мебели, дров, потребительских товаров), пришлось отказаться от попытки оценить потребительские расходы на фуникулеры и пассажирские канатные дороги. Причина простая – отсутствие достаточной статистики.
Расхождение по оценке расходов населения на оплату услуг связи также значительное: 115,4 млрд руб. – у Росстата, 204,5 млрд руб. – у ФБК. Результат закономерный.
Во-первых, в этой оценке учтены все расходы на услуги связи: и плата за радиоточку, и расходы на кабельное телевидение. Во-вторых, основная часть доходов от услуг связи населению приходится на мобильную связь, объем расходов на которую очень сильно зависит от уровня доходов потребителя. Не попадающие в выборку Росстата домохозяйства с высокими доходами вносят существенное искажение в общую картину доли потребительских расходов. Итого суммарная цифра расходов на пассажирский транспорт и связь – 446,6 млрд руб., или $15,1 млрд (2003 г.).