Электроника только для своих
Одной из жертв новой тенденции стал Крис Кейн, житель островов Фиджи и владелец компании по прокату DVD, на протяжении многих лет пользовавшийся компьютерами Apple. Эту технику он всегда покупал в США – там она стоила намного дешевле. Однако недавно ему пришлось поставить на этой традиции крест: купленная в Соединенных Штатах новейшая модель iMac G5 при включении издала громкий хлопок и задымилась, после чего перестала подавать признаки жизни. Как выяснилось, новые компьютеры G5 были рассчитаны только на условия США и Японии.
Региональные ограничения становятся характерны и для некоторых моделей принтеров Hewlett-Packard: для нормальной работы заправлять их следует исключительно картриджами, купленными в том же регионе, что и само устройство. Еще один пример – новейшие игровые консоли Nintendo, сетевые адаптеры у которых применимы в США, но не годятся в Европе.
В условиях ослабления американского доллара по сравнению с другими мировыми валютами подобные меры направлены против серых торговцев, использующих для продаж каналы, не авторизованные производителями. Американские компании предпочитают, чтобы европейские и прочие зарубежные потребители покупали их продукцию у себя на родине, а не искали выгоды в США. При нынешнем соотношении курсов валют американский изготовитель получит гораздо большую прибыль, если продаст товар в Европе за евро. Наглядный пример: в IV квартале, закончившемся для HP 31 октября, эта корпорация на 11,3% увеличила свой доход от операций в Европе, тогда как доход от ее бизнеса в США за тот же период сократился на 0,3%. Общий доход HP, фиксируемый в долларах, вырос благодаря значительному объему продаж в Европе и других регионах с крепкой валютой. Похожая картина наблюдается и в бизнесе Apple: в США компьютер G5 начального уровня стоит $1299, в то время как в Великобритании за него придется заплатить 765 фунтов стерлингов, что соответствует $1430 (без учета налога с продаж).
В принципе, многие товары, особенно электронные, и раньше не являлись универсальными с точки зрения условий эксплуатации – в числе прочих факторов зачастую приходилось учитывать различия между параметрами электрической сети, стандартами радио- и телевещания и т. п. Однако по мере усиления глобализации электронная отрасль, как казалось, неуклонно двигалась к универсальности, что позволяло бизнесменам путешествовать по свету, всюду используя одни и те же ноутбуки, сотовые телефоны и цифровые плейеры.
Возможно, сейчас изготовителям кажется, что глобализация зашла слишком далеко. В результате HP без лишней шумихи ввела новое “региональное кодирование” для своих принтерных картриджей, продаваемых в Европе. Программа, зашитая в новейшие модели принтеров, считывает код картриджа и при несоответствии региона делает устройство неработоспособным. Ким Холм, вице-президент HP по поставкам в регионе EMEA, поясняет, что новая мера была реализована прошлым летом с целью избавить компанию от постоянного пересчета цен с учетом меняющихся курсов. В будущем, по словам Холма, кодирование должно охватить всю линейку струйных принтеров.
Потребители уже активно обсуждают в Интернете способы преодоления неожиданно возникшего ограничения. HP не первой применила описанный защитный прием: кинокомпании давно используют региональные коды на продаваемых DVD, что вызывает недовольство потребителей и беспокойство регуляторов. (WSJ, 17.01.2005, Александр Силонов)