“Мы не нефтяники”
В декабре 2004 г. налоговая служба Самарской области предъявила “Волготанкеру” претензии по доначисленным налогам за 2001 г. на 715 млн руб. (около $25 млн). Вице-президент “Волготанкера” Андрей Клейменов рассказывал, что налоговики потребовали от компании возврата НДС, которые сами же ранее возместили пароходству (как экспортный перевозчик, “Волготанкер” имеет право пользоваться нулевой ставкой НДС), но уже с пенями и штрафами. Вскоре ситуация начала развиваться по сценарию “ЮКОСа”: 12–13 января судебные приставы арестовали часть имущества “Волготанкера” в Самаре, а 20 января – арестовали счета самарского филиала компании в Альфа-банке.
Перевозчик не только оспорил действия налоговиков в суде, но и начал публичную борьбу. “Волготанкер” – не нефтяная компания” – такие надписи на рекламных щитах можно увидеть в центре Москвы, а также на Рублевском шоссе. Слово “нефтяная” выкрашено в цвета “ЮКОСа” – желтый и зеленый.
Пароходство разместило рекламу, чтобы привлечь внимание к тому, что “Волготанкер” – честно работающая транспортная компания, за которой нет ни олигархических группировок, ни нефтедолларов, объясняет председатель совета директоров “Волготанкера” Александр Александрович. Еще в 2000 г. менеджмент “Волготанкера” во главе с Александровичем выкупил около 60% акций пароходства у “ЮКОСа” и не имеет отношения к опальной компании. Андрей Клейменов добавляет, что размещено четыре рекламных щита и две перетяжки на Кутузовском проспекте и Воздвиженке. Участники рекламного бизнеса оценивают стоимость такой акции в сумму от $15 000 до $30 000.
“Это имиджевая реклама, направленная на общественное мнение и высших чиновников. Места, которые выбрал “Волготанкер” для размещения своих щитов, – это 100%-ное попадание в целевую аудиторию”, – констатирует президент Ассоциации коммуникационных агентств (АКАР) Игорь Янковский. Впрочем, он считает, что PR не поможет “Волготанкеру” добиться своих целей. Вице-президент ИК “Атон” Александр Агибалов отмечает, что это не первый случай размещения бизнесменами политической рекламы. Когда Олег Дерипаска боролся за алюминиевые активы с TransWorld Commodities, то на улицах висели плакаты “Отменим толлинг. Хватит грабить Россию!”. А “Мечел”, летом 2003 г. боровшийся с “Евразхолдингом” за сырьевые активы, размещал щиты с призывом “Остановите банкротство Коршуновского ГОКа!” и т. п. “Непонятно, насколько действенна такая реклама”, – говорит Агибалов.
По совпадению вскоре после появления рекламы дела “Волготанкера” пошли в гору. Вчера компания сообщила о возобновлении операций по банковским счетам компании, которые были заблокированы по поручениям от налоговой службы в четверг, 20 января. По словам Андрея Клейменова, счета пароходства разблокированы на основании исполнительного листа арбитражного суда Самарской области от 18 января 2004 г. Директор по корпоративному бизнесу филиала “Самарский” Альфа-банка Валерий Родионов сообщил, что в настоящий момент “счета работают”.
“Сами по себе растяжки на Кутузовском навряд ли могли переубедить чиновников. Я думаю, сработали прежде всего правовые аргументы “Волготанкера”, – рассуждает аналитик ИК “Проспект” Наталья Одинцова. Она считает, что теперь пик “дела “Волготанкера” уже позади – дальнейших арестов имущества компании ожидать вряд ли следует, да и налоговые претензии, по ее мнению, могут сойти на нет.
Однако на самарских налоговиков реклама в Москве не подействовала. Руководитель областного управления налоговой службы Александр Бахмуров говорит, что определение самарского арбитража не может иметь для его службы юридических последствий, поскольку оно вынесено в адрес несуществующей организации – управления МНС. По его словам, УМНС ликвидировано около двух месяцев назад. Поэтому Бахмуров считает, что решение УФНС остается в силе, а банки, которые разблокировали счета, будут оштрафованы. Узнать его мнение о рекламе “Волготанкера” “Ведомостям” не удалось.