Fraport на подлете
В январе прошлого года объявленный правительством конкурс на управление аэропортом “Шереметьево” выиграла компания “Альфа-Шереметьево”, учрежденная входящей в “Альфа-групп” инвесткомпанией “Альфа-Эко”. Но за год итоги конкурса так и не были утверждены и договор с управляющей организацией не заключен, хотя премьер-министр Михаил Фрадков и глава Минтранса Игорь Левитин заявляли, что победа “Альфы” в конкурсе не ставится под сомнение.
“Казалось, что ситуацию с конкурсом плавно спустили на тормозах и “Альфа” потеряла шансы управлять “Шереметьево”, – говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова. Подтверждением тому она считает приход в ноябре в аэропорт новой команды менеджеров, хотя полноценный гендиректор без приставки “и. о.” в “Шереметьево” так и не появился.
Однако в ситуации с аэропортом наметился неожиданный поворот. Как рассказал “Ведомостям” госчиновник, близкий к совету директоров “Шереметьево”, в конце ноября Fraport направила в Минэкономразвития письмо, в котором выразила интерес к управлению “Шереметьево” и попросила совета, стоит ли для этого покупать “Альфа-Шереметьево”. Сотрудник Минэкономразвития подтвердил получение этого письма, но от дальнейших комментариев отказался. Между тем чиновник другого ведомства считает, что Минэкономразвития отказывается согласовать кандидатуру гендиректора “Шереметьево” как раз потому, что хотело бы сделать единоличным исполнительным органом “Альфа-Шереметьево” после того, как эту компанию купит Fraport.
Официально представители “Альфы” и Fraport не комментируют, ведутся ли переговоры по продаже “Альфа-Шереметьево”. Гендиректор “Альфа-Шереметьево” Игорь Барановский категорически отказался говорить на эту тему. Однако источник, близкий к “Альфа-Эко”, подтверждает, что “эту позицию [компанию “Альфа-Шереметьево” с ее правами на управление аэропортом] можно продать”. По его словам, представители “Альфы” встречались с Fraport и обсуждали эту возможность. Представитель Fraport Роберт Пэйн отказался комментировать возможность покупки доли в “Альфа-Шереметьево”, сославшись на то, что такой сделки пока нет, а рыночные слухи компания не комментирует. При этом Пэйн подчеркнул, что Fraport заинтересована в получении контракта на управление “Шереметьево” и рассматривает все возможности для достижения этой цели.
“Такая сделка выглядит изящной. Она позволила бы “Альфе” красиво, а главное, с прибылью выйти из истории с конкурсом, а “Шереметьево” – получить качественную управляющую компанию, которая доведет аэропорт до мирового уровня”, – считает Сахнова из ОФГ. Впрочем, перспективы утверждения итогов конкурса пока туманны. Госчиновники и менеджеры “Шереметьево” говорят, что никаких решений не принято. Нет ни директивы о назначении гендиректора, ни решения о созыве внеочередного собрания, которое утвердило бы в правах управляющую компанию.
В Минэкономразвития уверены, что с утверждением итогов годовалой давности конкурса юридических проблем не возникнет. А вот юристы в этом сомневаются. “Конкурс компания выиграла с одними учредителями, а утверждать ее будут, когда учредители поменялись. Это выглядит спорно, – говорит президент адвокатской фирмы “Юстина” Виктор Буробин. – Хотя Fraport может подписать опцион о том, что купит долю в “Альфа-Шереметьево” уже после того, как ее утвердит в правах собрание акционеров аэропорта”. Чиновник одного из федеральных ведомств добавляет, что проблемы могут возникнуть, например, со сроком давности конкурса или с соответствием Fraport изначальным условиям конкурса – участники конкурса должны были иметь активы не менее $2 млрд, утвержденные аудиторами “большой четверки”, и регистрацию в России. Впрочем, Буробин из “Юстины” считает, что у Fraport существуют правовые возможности обойти эти ограничения, например зарегистрировать “дочку” в России или сохранить “Альфу” как младшего партнера по управляющей компании. “Главное – решить вопрос политически”, – уверен юрист.