ИНТЕРВЬЮ: Александр Милеев, генеральный директор ликероводочного завода “Родник”
В приемной гендиректора крупнейшего в регионе ликероводочного завода “Родник” Александра Милеева висит фотография: в одной руке он держит автомат Калашникова, в другой – бутылку водки. Фотография была сделана в тот период, когда возглавляемая им компания МИКО боролась за контроль над “Родником”. В итоге МИКО стала владельцем блокирующего пакета акций “Родника” и основным его дилером, а Александр Милеев возглавил завод. О планах предприятия и о ситуации на рынке он рассказал “Ведомостям”.
– Вы были чемпионом России и призером первенств СССР по гребле. Как получилось, что вы занялись водочным бизнесом?
– В 1992 г. я мечтал попасть на олимпиаду, но не попал. Так получилось. Я был женат, тогда у меня родилась дочь. Оказался на перепутье. Мне предложили поработать в бизнесе, поработал и втянулся.
– Это изначально был алкогольный бизнес?
– Нет. В основном занимались продуктами питания: купили – продали. Были какие-то киоски. Занимались и челночным бизнесом. А потом один из моих товарищей предложил заняться водкой.
– Вы получили известность в деловых кругах в качестве руководителя группы “МИКО”, когда она стала одним из крупных игроков алкогольного рынка. С чего начиналась эта компания?
– С оптовой и розничной продажи продуктов питания. Потом стали специализироваться на алкоголе. И вот уже около 10 лет мы занимаемся исключительно алкоголем.
– Ее название означает “Милеев и Ко”?
– Нет. Просто так воспринимается – “Милеев и компания”, на самом деле нас было тогда два товарища. Это первые буквы моей и его фамилий.
– А как его имя?
– Михаил Копылов. Но он от бизнеса отошел и занимается другими вещами.
– Какая доля МИКО принадлежит вам?
– Я один из совладельцев. Доля достаточная, чтобы контролировать компанию.
– Кто, кроме вас, в числе совладельцев?
– Еще несколько человек, имен называть не хочу.
– К 2000 г. у “Родника” было два крупных дилера – МИКО и компания “Ниагара-1”, причем последняя лидировала по объему продаж. А после отставки прежнего гендиректора комбината Николая Мазалова вам удалось стать единственным крупнооптовым продавцом продукции “Родника”. С чем была связана такая рокировка?
– До 2001 г. мы с “Ниагарой” шли ноздря в ноздрю. Но так как они изначально стартовали немного раньше, то у них и условия были чуть-чуть получше. Мы одновременно наращивали оборот, но все время какой-то процент рынка им проигрывали. Но это было обусловлено и тем, что они раньше себя зарекомендовали, и тем, что некоторые условия у них были получше, чем у нас…
– А это как-то связано с отставкой Мазалова? В прессе утверждалось, что он был лично заинтересован в поставках через “Ниагару”.
– Я не могу сказать, что у него был личный интерес в этой компании, не знаю.
– Вас считали одним из наиболее вероятных преемников Николая Мазалова. Почему ваше назначение не состоялось сразу после его отставки в 2001 г.?
– Когда стало ясно, что на “Роднике” будет смена гендиректора, мы поняли, что если придет новое руководство, то может не быть нас. Как не стало в конечном счете “Ниагары”. Единственный верный тогда ход был – купить акции “Родника”. Чем мы и занялись. На момент собрания акционеров, когда решался вопрос о генеральном директоре “Родника”, мы владели блокирующим пакетом. По большому счету мы могли заблокировать и решение о снятии Николая Васильевича [Мазалова].
Тогда мы выдвигали мою кандидатуру, но в последний вечер нашли другое решение, согласованное с руководством “Росспиртпрома”. На тот момент оно было, наверное, правильным. Просто назначали на полгода исполняющего обязанности генерального директора [Василий Вешняков, сейчас технический директор]. Одним из наших условий было то, что мы должны остаться дилерами в Самаре: мы владели блок-пакетом и могли об этом говорить.
– Почему, несмотря на ряд громких скандалов, прежний менеджмент “Родника” не был отстранен сразу после смены руководства ФГУП в 2002 г.?
– Это было связано с чисто техническими проблемами. У нас на “Роднике” совет директоров состоял из людей, подконтрольных [бывшему гендиректору “Росспиртпрома” Сергею] Зивенко. А поменять совет директоров не так просто. Учитывая, что у нас кумулятивное голосование, на это было нужно время.
– Ваш приход на “Родник” сопровождался острым конфликтом с прежними топ-менеджерами, силовыми действиями, судебными процессами. В чем заключалась причина конфликта?
– Как и в любой компании, когда приходит новый менеджмент, старый пытается остаться. Естественно, никто не хотел уходить с комбината. Поэтому были трения.
– Это был самый напряженный момент в вашей карьере или были ситуации острее?
– Это была достаточно жесткая ситуация. Острее, наверное, не было. Со стороны конфликт не выглядел таковым, но внутри был очень напряженным и жестким. Мы практически несколько недель не выходили с территории завода, так как у нас были опасения захвата предприятия силовыми методами, как позже подтвердилось, не напрасные. Этот вариант серьезно рассматривался нашими конкурентами. Сюда даже приехал ЧОП из соседнего региона.
– Водочный бизнес в нашей стране – один из наиболее криминальных?
– Он криминален не более, чем любой другой. Он криминален в сфере контрафактной продукции, где идет теневой оборот.
– Вы заявляли, что из-за неэффективности работы прежнего руководства “Родник” оказался на грани банкротства. Каковы были убытки предприятия?
– Балансовые убытки предприятия превышали 200 млн руб. Это средства, выведенные прежним менеджментом с предприятия.
– Какие ошибки совершало прежнее руководство?
– Сказать, что были ошибки, нельзя. Был чистый вывод активов. Некоторые вещи делались преднамеренно, чтобы создать ситуацию возможного банкротства предприятия.
– В какую сумму оценивались выведенные активы? Что удалось вернуть?
– Из более чем 200 млн руб. удалось вернуть половину. Остальные вернуть сложно, поскольку уже нет тех компаний, на которые выводились средства.
– Каковы обороты предприятия, объем выпускаемой продукции, динамика доходов?
– По итогам 2004 г. прибыль от реализации – около 85 млн руб., но год, скорее всего, закончим с небольшими убытками. Деньги пойдут на погашение задолженности, оставшейся от прежнего руководства.
Обороты предприятия – около 700 млн руб. в год. Объемы выпуска в 2004 г. остались на уровне прошлого года – 1,7 млн дал. В 2003 г. был некоторый спад по сравнению с 2002 г. Это было связано с затовариванием складов. Сейчас лишнего не делаем – на складе находится необходимый минимум.
– Как сегодня организован сбыт продукции “Родника”? Кто является дилерами комбината?
– МИКО – основной дилер. Он работает и с московскими компаниями, и с [Самарской] областью. С другими регионами работает непосредственно завод. Мы сами проплачиваем входы в сети, рекламные кампании.
– Не сдерживает ли сбыт наличие одного “привилегированного” оптовика, как было и при Мазалове?
– В нашем регионе нет. Мы на полках представлены везде. Основная задача дистрибьютора – расставить продукт с минимальными издержками, а наша задача – эту продукцию продвигать.
– Существуют ли у “Родника” проблемы с продвижением продукции в других регионах?
– Они заключаются в местном сепаратизме. Поэтому приходится договариваться с тем, кто может нашу продукцию отстоять в регионе.
– Вы были одним из инициаторов создания областной программы по контролю качества алкогольной продукции. В чем суть программы?
– Проблема была в том, что многие акцизные склады стали пользоваться различными схемами и проводить дешевую, нелегально произведенную водку. А это подрывает наш бизнес. Мы готовы конкурировать со всеми заводами, но в честной борьбе.
Суть программы в том, что поступающую на акцизный склад продукцию сначала проверяют специалисты контрольно-ревизионных органов, которые делают заключение, что данная партия пригодна для продажи. А затем на нее наклеивается акцизная марка.
– Вы не считаете, что эта программа – одна из форм региональных барьеров, которые мешают и “Роднику” в других областях?
– А все находятся в равных условиях. Я вообще выступал за то, чтоб не было исключений. Но нам дали преференции в том, что завод имеет возможность более быстро наклеивать региональную марку. Но мы этим не пользуемся, так как у нас есть дистрибьютор.
– В регионе ценят качество продукции “Родника”, но компания не входит в число крупнейших продавцов водки в России. Что мешает этому – качество водки, недостатки маркетинга или отсутствие средств на продвижение марки?
– В 1999–2001 гг. “Родник” упустил момент. Именно тогда начали развиваться все крупные сегодняшние ликероводочные компании. Нужно было только вложиться в рекламу. Тогда проблем с этим не было никаких. До 2003 г. “Родником” на рекламу тратилось в год 10 000– 20 000 руб. Мы пытаемся сократить отставание, но сейчас это и сложнее, и затратнее. Но мы это делаем.
– Каков рекламный бюджет “Родника”?
– Около $3 млн ежегодно.
– Вы все-таки рассчитываете вывести “Родник” на федеральный уровень?
– Конечно.
– Сейчас к рекламе водки предъявляются очень жесткие требования. Как вы решаете эти проблемы?
– Мы организовали фонд защиты родников. Будем заниматься обустройством и восстановлением родников в тех регионах, где мы представлены. И на фоне этой социально значимой программы будем продвигать марку “Родник”.
– А выпуск продукции под одноименными брэндами?
– Скоро будем выпускать минеральную воду. Это будет реальный продукт под брэндом “Родник”. Этот продукт сам по себе станет рекламным носителем. Мы рассматриваем новое направление как самодостаточный бизнес.
– А если последует запрет на рекламу зонтичных брэндов?
– Я не понимаю, как это можно сделать? Как можно запретить то, что люди реально выпускают? Пусть попробуют запретить, если есть реальный продукт, есть объем, есть продажи.
– Какие позиции занимает “Родник” на региональном рынке?
– Больше 25%. (По данным “Бизнес Аналитики”, в январе – октябре 2004 г. доля водочной продукции комбината “Родник” на самарском рынке составляла 44,8%, “Самары” – 20,9%, ТПГ “Кристалл” – 4,8%, “Талко” – 3,1%, Nemiroff (Украина) – 2,9%, другие – 23,5%.
– В 2003 г. комбинат начал выпуск водки в премиум-сегменте “Золотой Родник”. Вы также анонсировали появление новых сортов в премиум-сегменте в 2004 г., однако так и не выпустили их. Почему?
– В прошлом году мы не успели. У нас проект практически готов, но есть недоработки. А такой продукт нельзя выпускать на рынок с недоработками.
– А какие брэнды?
– Я не могу пока их назвать.
– Какова сейчас доля продукции премиум-класса?
– Около 1%, планируем довести до 10%.
– В прошлом году “Родник” планировал начать выпуск слабоалкогольных коктейлей?
– Технически у нас пока не получается начать выпуск этой продукции, но, я думаю, минеральную воду мы запустим уже весной. А коктейли, наверное, летом. Коктейлей будет пять наименований. Сумма инвестиций в цех слабоалкогольной продукции – порядка $5 млн. Объемы производства я пока не готов назвать.
– Под какими торговыми марками будет выпускаться эта продукция?
– Все будет выпускаться под брэндом “Родник”.
– А не мечтаете, чтобы когда-нибудь появилась водка “Милеев”, конкурирующая с тем же Smirnoff?
– Уже есть. Но это презентационный продукт, не предназначен для продажи.
– В какой степени участвует в управлении предприятием его главный собственник – “Росспиртпром”? Какие вопросы решаются в холдинге, а какие – в вашем кабинете?
– “Росспиртпром” больше решает наши проблемы, связанные с Минсельхозом, помогает нам сократить издержки на полиграфии, на таре, объединяя заказы многих заводов. А все остальные вопросы решаем сами.
– Вы можете сказать, кто кроме “Росспиртпрома” сейчас является основными акционерами “Родника”?
– МИКО – чуть больше 30%.
– А остальные?
– Физлица… Близкие к нам по идеологии.
– Есть ли пакет акций предприятия у вас?
– Нет. Лично я не являюсь акционером “Родника”.
– Правительство РФ приняло решение приватизировать ФГУП “Росспиртпром”. Как это отразится на деятельности “Родника”?
– Я пока не могу сказать, как именно это отразится на деятельности “Родника”. Но если пакет будет выставлен на продажу, мы будем его приобретать.
– В лице МИКО?
– В лице группы акционеров, владеющих 49% акций завода.