Дорогие журналы

Кос Гойс (справа) утверждает, что  Дерк Сауэр останется главой IM минимум три года
Кос Гойс (справа) утверждает, что Дерк Сауэр останется главой IM минимум три года / Д.Гришкин

О том, что входящая в холдинг SanomaWSOY компания Sanoma Magazines купила 100% акций Independent Media (IM), обе компании объявили вчера одновременно. Сумма сделки составила 142 млн евро, она будет завершена не позже чем во II квартале после одобрения антимонопольными органами России и Украины. Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров считает, что сделка будет одобрена, поскольку “концентрация на российском рынке печатных СМИ невелика”.

“Как сообщил “Ведомостям” генеральный директор Sanoma Magazines Кос Гойс, соглашение о покупке было подписано в конце октября. “В мае прошлого года появилась информация, что отношения между IM и “Проф-Медиа” не складываются, и я предложил [Дерку] Сауэру обсудить сотрудничество с Sanoma”, – рассказал он.

Холдинг “Проф-Медиа”, входящий в “Интеррос”, владел 35% Independent Media с мая 2003 г. по май 2004 г. По оценке Baker & McKenzie, “Проф-Медиа” купила долю в IM за $35 млн, а продала за $45 млн.

SanomaWSOY – один из крупнейших в Европе издательских холдингов с оборотом 2,5 млрд евро, включает компании Sanoma Magazines (издает журналы), Sanoma (газеты), SWelcom (электронные СМИ), WSOY (книги) и сеть распространения периодики Rautakirija.

По словам Гойса, новый владелец IM намерен сделать ставку на еженедельные журналы, которые являются основной продукцией Sanoma во многих странах. “В России много ежемесячных журналов. Мы используем наше ноу-хау в области издания еженедельных журналов”, – говорит он.

Перед сделкой Sanoma консультировалась с партнерами IM – Financial Times, Dow Jones и Hearst. “У Sanoma репутация компании с высокими стандартами журналистики, мы будем рады сотрудничать с ней”, – заявил вчера “Ведомостям” вице-президент Dow Jones по спецпроектам и член совета директоров “Ведомостей” Билл Кейси. Pearson, владеющая Financial Times, сама вела переговоры с Sanoma и считает ее “замечательным партнером”, говорит председатель совета директоров FT Дэвид Белл. “Хорошим партнером” назвал вчера Sanoma и президент Hearst Magazines International Джордж Грин. Предложений о выкупе долей Financial Times, Dow Jones и Hearst в проектах IM Sanoma не делала.

Основатель IM Дерк Сауэр останется в компании, заняв пост исполнительного директора, – по словам Гойса, это было одним из условий сделки со стороны Sanoma. Это позволит обеспечить стабильную работу компании, объясняет Кейси. Сауэр сообщил, что не собирается покидать IM как минимум три года. Своих представителей в состав менеджмента IM SanomaWSOY вводить не планирует, утверждает Гойс, но два места из семи в совете директоров издательского дома займут представители Sanoma.

Управляющий директор фонда Delta-PrivateEquity Кирилл Дмитриев назвал сделку крупнейшей на российском издательском рынке. До сих пор крупнейшими в этом сегменте считались сделки с акциями IM холдинга “Проф-Медиа” и покупка этим же холдингом “Комсомольской правды” за $20 млн.

Президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев называет IM “одной из самых привлекательных компаний”, которые можно было купить на российском рынке. А генеральный директор холдинга “Проф-Медиа” Рафаэль Акопов напоминает, что из всех российских медийных компаний IM – одна из немногих, имеющих “относительно чистую” отчетность по международным стандартам и высокие стандарты корпоративного управления.

Сумма сделки удивила участников российского издательского рынка. Шкулев оценивает весь бизнес IM в 90 млн евро. “Это очень высокая оценка капитализации IM, – соглашается Дмитриев из DeltaPrivateEquity, – скандинавы заплатили как за очень хорошую западную компанию”. Sanoma заплатила “очень высокую” премию за контроль над IM и выход на российский рынок, уверен топ-менеджер крупного российского издательского дома, просивший не называть его имени в печати. “Но за выход на такой перспективный рынок, как российский, можно было переплатить”, – считает Шкулев. В 2003 г. оборот российского журнального рынка оценивался PricewaterhouseCoopers в $365 млн, и в ближайшие три года прогнозируется его увеличение до $550 млн.