Ограбление по-китайски


Китайская государственная газета China Daily опубликовала выдержки из отчета национальной счетной палаты, из которого следует, что Фэн по поддельным документам получил в виде кредитов 7,4 млрд юаней ($894 млн); 2 млрд юаней ($241 млн) из этой суммы бесследно исчезли. В отчете также говорится, что несколько десятков сотрудников банка и работников государственных учреждений получали от бизнесмена взятки. Сам Фэн, компании которого производили строительные материалы, находится под арестом и обвиняется в подделке аккредитивов и документов, подтверждающих право на землю и собственность. Большая часть денег, полученных им, давно покинула пределы Китая.

По сообщению агентства Xinhua, уголовное обвинение может быть предъявлено 69 людям, в том числе некоторым руководителям отделения, выдававшего кредиты Фэну. Всего в мошенническую схему было вовлечено около 80 банкиров и чиновников.

Более неудачное время для скандала в ICBC трудно себе представить: именно сейчас правительство Китая готовится вложить в банк миллиарды долларов. Инвестиции должны помочь ICBC улучшить финансовые показатели в преддверии планируемого размещения акций за рубежом. Скандал обнажил риски, с которыми все государственные компании Китая сталкиваются в отдаленных регионах, где за несколько десятилетий у менеджеров местных отделений, представителей власти и бизнесменов сложились собственные традиции ведения бизнеса.

К скандалам в четверке крупнейших банков Китая, в которую входит ICBC, все уже давно привыкли. Благодатной почвой для их возникновения остается проблема внутреннего контроля – одно из самых слабых мест крупных банков. Филиальная сеть ICBC, например, насчитывает 22 000 отделений, в которых работают 400 000 человек. Изменить сложившиеся в них традиции, когда руководители отделений больше подчиняются местным властям, чем центральному офису банка, оказывается очень непросто.

Впрочем, западные консультанты по менеджменту, работавшие в китайских банках, говорят, что за последние несколько лет их клиенты добились несомненных успехов в использовании систем риск-менеджмента и усилении кредитного контроля. На должности менеджеров крупнейшие банки начали приглашать китайских выпускников лучших университетов США. А решения о предоставлении кредитов сейчас принимаются в головном офисе банка в Пекине.

Два банка из четверки – Bank of China и China Construction Bank занимаются поиском стратегического инвестора за рубежом, готовясь к первичному размещению акций на внутреннем и внешнем рынках в этом году. В прошлом году правительство вложило в эти банки $45 млрд, чтобы помочь им снизить объем просроченных кредитов. Вслед за ними должен проходить листинг ICBC, и ожидается, что он может рассчитывать на еще большие финансовые вливания со стороны правительства.

Между тем риски, связанные с разветвленной сетью отделений госбанков Китая, заставляют стратегических инвесторов проявлять осторожность, тем более что даже небольшие пакеты акций обойдутся недешево. По словам китайских властей, чтобы получить одно место в совете директоров банков, инвестор должен будет вложить порядка $1 млрд. (WSJ, 18.01.2005, Татьяна Бочкарева)