Вызов Украины: Страна невыученных уроков
Зимой 2004 г. российская элита наконец-то осознала, что “главной страной” для России является не США, не Европа и не Китай, а Украина. События в соседней стране уже оказывают и будут оказывать на развитие нашей родины гораздо больше влияния, чем что-либо иное в сегодняшнем мире. Печальный факт, но осознание этого явно запоздало. Российская власть, как выяснилось, лучше понимает, что происходит на президентских выборах за океаном, чем в полутора часах лета от Москвы.
Москва им не нужна
Но дело не только в такой своеобразной “дальнозоркости” властей. По отношению к Украине в России, в самых широких кругах российского общества, царит не аналитическое, а мифологическое мышление. Там, мол, все “свое, родное, советское”, все кажется понятным. Поэтому мы чаще всего проецируем на украинские события собственные комплексы и собственные иллюзии.
Главным из этих фантомных представлений является ни на чем реальном не основанное убеждение, что значительная часть украинской элиты мечтает присоединить свою страну к России и “встать под руку Москвы”. Такое убеждение настолько укоренилось в головах российских руководителей, что откровенные и прямо противоположные по смыслу заявления украинских коллег они просто не принимали во внимание.
Ни кому из тех, кто контролирует на Украине ее уголь, металлы или порты, нет никакого смысла и никакой необходимости входить в состав российского общества, подчиняться командам из Москвы. Независимая Украина открывает гораздо больше возможностей для их самоутверждения и бизнеса. А украинские рабочие, хорошо знающие условия труда в Москве и “на северах”, ясно понимают, что ничего не приобретут, сменив статус вахтовика из соседней страны на российское гражданство. Что касается интеллектуальной элиты, то она всегда, еще с советских времен, тяготела к “самостийности”. Зачем ей эксперименты по укреплению московской вертикали власти?
Урок первый. На Украине нет влиятельных политических и социальных сил, которые бы ставили перед собой задачу непосредственного объединения с Россией. Следовательно, при любом развитии событий на Украине для России жизненно важно выстроить свои отношения с соседней страной на долгосрочной межгосударственной основе.
Чуждые интересы
Украинское общество организовано совсем не так просто, как это представлялось аналитикам из московских офисов. Украинская власть выстроила свою собственную систему сдержек и противовесов, напоминающую российскую систему ельцинской эпохи. Это создавало иллюзию “дежа вю”. Но российские политтехнологи не поняли того, что интересы украинской политической элиты лежат в плоскости укрепления государственной самостоятельности, формирования нации, балансирования между Россией и западными соседями. Эту политику вели и будут вести все избранные руководители соседнего государства. У лидеров Украины собственное понимание интересов страны, и оно не тождественно интересам российской элиты.
Урок второй. Применимость российских технологий на Украине весьма ограничена. И это относится не только к политике, но и экономике и культуре страны.
Невозможно пытаться влиять на развитие событий на Украине, не понимая, как те или иные действия, слова, символические жесты будут поняты украинским обществом. В год президентских выборов на Украине такие затеи, как строительство дамбы в Керченском проливе и паломничество российского “политбомонда” к Тузле, воспринимавшиеся как легкая забава для внутрироссийского потребления, стали огромной политической ошибкой.
Именно такие выходки российских политиков создали возможность для оппозиционеров говорить о двуличии Москвы. Мол, президент Путин обещает одно и только хорошее, а на самом деле, оказывается, задумано совсем другое.
Первая реакция российских элит на шок от провала поддерживавшегося кандидата в президенты Украины сильно настораживает. В поисках виноватых неудачливые консультанты дружно заголосили о “руке США”, “агентах ЦРУ” и “предвзятости ОБСЕ”. Украинскую предвыборную борьбу с непонятным упорством они пытаются свести к борьбе Запада против российских геополитических интересов. Это еще один миф из ряда тех, что привели российских политиков к сегодняшнему фиаско.
Конец постсоветской демократии
Однако главной неожиданностью оказался тот факт, что вся российско-украинская проблематика является для политической жизни Украины сюжетом второй или даже третьей степени важности.
Пока наши идеологи разбирались, любят ли нас на Украине, кто и за что не любит и какова в этом роль ЦРУ, США и “польских панов”, Украина обсуждала гораздо более актуальные для нее вопросы. В центре споров в политических аудиториях, в Верховной раде и на площадях стоят вопросы организации и очищения государственной власти.
Энтузиазм сотен тысяч сторонников Ющенко вызван верой в то, что этот человек изгонит коррупцию из системы власти, очистит выборы от манипуляций. Можно верить в эти обещания вместе с ними, можно не верить. Жизнь покажет. Но не даром же и его оппонент при повторном голосовании второго тура свою кампанию строил на критике нынешней власти.
Украинский народ и на востоке и на западе страны отвергает сегодняшнюю власть. Дело не лично в Кучме как президенте, дело во всей конструкции постсоветской власти.
На Украине, так же как и в России, в период после 1991 г. экономические ресурсы оказались частично приватизированными бывшей советской номенклатурой, генеральными директорами “заводов, газет, пароходов”, а также шахт, банков, портов. А частично – остались в собственности государства. Распоряжаются ими те же номенклатурные деятели.
Новые украинские предприниматели, как и в России, стали лишь добавкой к старой советской элите. Они вписались в систему, привнесли в нее свое знание финансовых сделок, офшорных зон, свой стиль “красивой жизни”, но не изменили сути дела.
Для этого правящего слоя демократия – лишь украшение фасада, она обязана быть управляемым, административно контролируемым процессом. Правовое государство для них крайне неудобно. Решения хочется принимать не по закону, а в силу сиюминутной целесообразности. Суды должны слушаться указаний начальства “сверху”. Конкуренция в экономике только мешает извлекать прибыли. Социальные обязательства – лишь обуза для производства.
Такая организация общества и такая система власти неизбежно порождают коррупцию в повседневной жизни при принятии решений и манипуляции при проведении выборов. Против такой жизни и восстали избиратели Украины.
Это третий урок. Самый главный. Постсоветская система власти неизбежно вызывает отторжение народа. Граждане страны считают себя обманутыми. Народ, который надеялся, что от коммунизма он переходит к свободе и демократии, вновь протестует, столкнувшись с грязными методами “управляемой демократии”.
Работа по созданию правового демократического государства не была завершена за последние 15 лет. Люди требуют провести операцию “чистые руки”, вымести коррупционеров и достраивать демократическое государство.
Если мы в России не усвоим этого главного урока, то рискуем растерять всякий авторитет и всякое влияние на Украине. Россию будут уважать на постсоветском пространстве только в том случае, если она будет вести строительство демократии у себя опережающими темпами. Будет служить примером очищения власти и чистых выборов. Будет честно конкурировать в экономике, а не навязывать ограничительные договора – сговоры с “откатами”.