ИНТЕРВЬЮ: Джордж Буш, президент США


Для своего второго срока президент США Джордж Буш подготовил весьма амбициозную программу: реформировать систему социального обеспечения, которая уже не справляется с выплатами растущей армии пенсионеров; упростить налоговое законодательство; сдержать рост бюджетного дефицита, не повышая налоги и сохраняя военное присутствие в Ираке; добиться стабилизации на Ближнем Востоке. В своем первом после ноябрьских выборов газетном интервью, которое Буш дал The Wall Street Journal, президент неоднократно повторял, что хочет сделать Америку лучшим местом в мире для ведения бизнеса.

Собственность и свобода – вот две вещи, которые должны помочь ему решить поставленные задачи. В системе соцобеспечения Буш хочет ввести для молодых работников частные инвестиционные счета, на которые будет перечисляться часть налогов с фонда заработной платы, чтобы люди имели возможность сами управлять своими пенсионными накоплениями. Собственники смогут лучше распорядиться будущими пенсиями, разместив средства со своих счетов на рынках капитала, уверен президент.

Обеспечить мир и стабильность на Ближнем Востоке тоже помогут свобода и предпринимательство, уверен Буш. По его мнению, выборы в Ираке и Палестине показывают, что люди этих стран стремятся к свободе. Среди палестинцев много предпринимателей, которые поднимут экономику будущего палестинского государства, если новая власть обеспечит им возможность приложения своих капиталов.

Президент: Давайте начнем [разговор] в более широком контексте – [речи] на второй инаугурации. Как раз сейчас я над ней работаю и очень жду того момента, когда я ее прочитаю. Для меня это великая возможность рассказать, насколько глубоко я желаю распространять свободу за пределами нашей страны и укреплять свободу в самих США. Мне кажется, у нас есть фантастическая возможность сделать наш мир более безопасным для будущих поколений, сотрудничая с [другими] странами над развитием и принятием институтов, необходимых для развития свободного общества.

Что интересно – инаугурационную речь я буду произносить в тот самый месяц, в котором уже проголосовали палестинцы и будут голосовать иракцы. Я убежден, [...] что все люди стремятся к свободе. Я убежден, что в глубине души каждого человека живет стремление жить в свободном обществе. Я знаю, что свободные общества – это миролюбивые общества. И я убежден, что страна, обладающая таким влиянием, как Соединенные Штаты, обязана быть лидером. [...]

Что касается внутренней политики, то в своей речи [...] я затрону следующие темы.

Во-первых, роль правительства состоит в том, чтобы расширять возможности граждан для более полной реализации их потенциала. Мне кажется, у нас есть великолепная возможность это делать, развивая общество частных собственников, владеющих жильем, компаниями, сбережениями на оплату медицинских услуг, пенсионными счетами.

Когда я говорю о свободе в других странах, [...] я хорошо понимаю, что это не означает [их] американизации. [...Это] означает, что у народа появляется возможность жить в свободном обществе в соответствии с принятыми у него нравственными законами и обычаями.

Америка должна стать лучшей в мире страной для ведения бизнеса. И поэтому политика во время моего второго срока будет в значительной степени нацелена на решение этой задачи.

Я начну с реформы [законодательства об использовании] асбеста, реформы закона об ответственности медицинских организаций, реформы законодательства о классовых исках. Иными словами, законодательная система должна быть гораздо сбалансированнее, чем сейчас. У нас в обществе чаще всего прибегают к судебным разбирательствам. Чаще, чем во всех промышленно развитых странах [...]. Если хочешь сделать свою страну лучшей в мире для ведения бизнеса, надо заниматься теми областями, в которых утрачиваешь конкурентные преимущества. В конце концов, этот мир основан на конкуренции.

Во-вторых, вы услышите о реформе [законодательства] об ответственности [компаний], о том, как сохранить низкие налоги, что напрямую связано с другой крупной проблемой – бюджетной. И многие люди, в частности многие ваши читатели, внимательно следят за тем, будем мы что-то делать с двойным дефицитом [бюджета и счета текущих операций] или нет. [...] И мы будем проводить жесткую бюджетную политику.

Один из приоритетов в ближайшие четыре года, начиная с первого бюджетного цикла, – дать понять, что мы стремимся сотрудничать с Конгрессом, чтобы удержать [государственные] расходы на разумном уровне и сдержать рост бюджетного дефицита.

Что касается другого дефицита, дефицита счета текущих операций, лучший способ эффективной борьбы с ним – превратить Америку в лучшую на свете страну для ведения бизнеса.

Нам придется поработать над реформой иммиграционного законодательства. Это важный вопрос, поскольку у нас нелегально живут и работают миллионы людей, которые являются частью нашей экономики. Таким образом, многие нарушают закон в обеих частях уравнения “работодатель – работник”. Я убежден, что, если наниматель не может найти того, кто согласится выполнять необходимую ему работу, в Америке, у него должна быть законная возможность нанять кого-то, кто не является гражданином нашей страны, и к такому работнику надо относиться с уважением. В то же время пограничный контроль должен быть сильным.

Крупная задача, которую вскоре придется решать Конгрессу, – и это часть инициативы по развитию общества частных собственников – это [реформа] системы социального обеспечения. Сначала дебаты будут о том, существует ли эта проблема вообще. Различие во мнениях проявилось в ходе предвыборных дебатов. [...] Сенатор [Джон] Керри говорил, что, по его мнению, мы можем перерасти проблему соцобеспечения. Я в это не верю. Это структурная проблема, и ее придется решать, поскольку она только усугубляется – по той причине, что система создавалась из расчета 16–17 работников на каждого получателя [социальных и пенсионных пособий], а сегодня на каждого получателя приходится три работника. А будет по два работника. Другими словами, сейчас недостаточно людей кладут деньги в копилку, чтобы [можно было] заплатить то, что обещает Конгресс. И настало время решить этот вопрос.

Таким образом, первоначальное обсуждение будет касаться того, существует ли эта проблема в принципе, потому что если больше половины Конгресса не видит проблемы, то ничего и не произойдет. Наша администрация твердо уверена, что проблема есть и что, как только мы признаем, что проблема существует, мы обязаны будем что-то с ней делать.

Думаю, людям уже совершенно ясно, что проблема касается не тех, кто уже вышел на пенсию или скоро выйдет. Проблема касается более молодых работников, а самые молодые считают, что не увидят ни цента [пенсии], если не сделать что-нибудь [для изменения системы]. И самым молодым работникам, насколько я могу судить, нравится идея получить часть своих [пенсионных] денег и управлять ими, чтобы накопить на пенсию, чтобы иметь большую уверенность в том, что обязательства [государства] по программе соцобеспечения будут выполнены.

Я считаю, что нам нужен закон об энергетике. Я готов работать с Конгрессом, чтобы все-таки получить этот закон. Цена энергоресурсов сегодня такова, что, на мой взгляд, людям вряд ли нужно много стимулов для разведки и добычи нефти и газа. Мы живем в мире, в котором ситуацию во многом определяют цены. Поскольку цены [на энергоресурсы] высоки, люди будут искать и добывать их. Нужно открыть для разработки некоторые регионы нашей страны, богатые природным газом, чтобы помочь тем коммунальным компаниям, которые зависят от поставок газа.

Нужно модернизировать сети, по которым передается электричество, нужно и дальше внедрять технологические новшества. Я планирую обсудить с Конгрессом вопрос, следует ли нам развивать ядерную энергетику. Я уверен, что ядерная энергия поможет нам найти ответы на многие вопросы. Безусловно, она более экологична, [ведь] многие обеспокоены сжиганием угля [в энергетических целях]. Она, безусловно, решает вопрос о зависимости [США от внешних поставщиков энергоресурсов]. Это возобновляемый источник энергии. Фундаментальный вопрос – смогут или нет регулирующие и законодательные нормы оправдать капиталовложения в атомную энергетику, чтобы она могла конкурировать с другими видами энергетики.

– Весьма масштабная программа. Вы говорите, что готовы представить сенату не конкретный план, а основные принципы реформы системы соцобеспечения, чтобы он уже разработал ее детали?

– Нет, не обязательно так. Частично это будет зависеть от того, что мне порекомендует мой новый руководитель Национального совета по экономике – представить план или общие положения или [сказать сенату]: почему бы вам не заняться этим? Я подозреваю, что, учитывая мою натуру, захочу сам взяться за это; думаю, что общую идею будет формулировать администрация. […] Что касается конкретных деталей реформы – в свое время вы о них узнаете. [...]

То, что люди спорят о разных способах финансирования или о разных способах выплаты пособий, – это хороший знак. Это означает, что они реагируют [на проблему], а некоторые, возможно, вообще только начали осознавать, что такая проблема существует. […]

– Согласны ли вы с той точкой зрения, что социальные пособия рассчитываются не совсем правильно? И что вы отвечаете людям, которые говорят, что делать что-то с пособиями ненужно и неразумно?

– Я думаю, у разных людей могут быть самые разные представлениям по вопросам, связанным с соцобеспечением. Я приветствую эту дискуссию. Думаю, что она поможет сформулировать что-то значимое. Люди начинают высказывать свое мнение – за или против, о том или об этом. Все мнения важны, и мы их внимательно выслушиваем. В конце концов, главное, что имеет значение, – это реформировать систему так, чтобы через 20 лет этот вопрос не встал снова перед президентом и ему не пришлось восклицать: о боже, нам опять приходится этим заниматься!

Думаю, пришло время [провести реформу], особенно учитывая настроения людей. Первое, я дважды во время предвыборных кампаний ясно давал понять, [что намерен реформировать систему соцобеспечения], и, второе, у меня такое чувство, что пожилые люди хотят, чтобы ее никто не трогал. Они не хотят никого даже близко подпускать к системе, которая им платит. Они хотят, чтобы обязательства [государства] были выполнены, и они будут выполнены.

Но сейчас растет целое поколение людей, у которых диаметрально противоположные взгляды. Их взгляды изменились очень быстро, во время нашей политической жизни. Изменились, потому что многие люди считают, что никогда не получат ни цента. И для меня это открывает возможность что-то сделать. [...]

– Если сунниты решат бойкотировать предстоящие выборы [в Ираке], существует ли план, благодаря которому они будут представлены в будущем правительстве?

– Прежде всего я уверен, что они примут участие в выборах, так как в списках кандидатов есть сунниты. Мы сейчас работаем над тем, чтобы в выборах приняло участие как можно больше людей. Поразительно, что эти выборы вообще состоятся. Если бы этот разговор происходил у нас год назад и я бы сказал, что в Ираке пройдут выборы, вы бы ответили, что это неплохая идея, но, вернувшись в редакцию, написали бы статью о том, что [c президентом] дело неладное.

– Но на случай непредвиденных обстоятельств какой-то план все-таки существует?

– Ну самое важное для нас – состав нового правительства. И это только первый шаг на пути к подготовке Конституции Ирака. В Ираке появились свободные люди, которые готовы написать Конституцию, и именно так и произойдет – благодаря ей в стране появится постоянное правительство. И я думаю, что эти выборы надо воспринимать как часть процесса, благодаря которому в беспокойном регионе появятся Конституция и новое правительство.

– Но вы хотите, чтобы в правительстве были представлены разные этнические группы?

– Да. В первую очередь я хочу, чтобы выборы там состоялись и все люди проголосовали. Мы бы хотели увидеть 100%-ную явку. Разумеется, мы, в Америке, не совсем вправе ожидать ее, так как сами не можем преодолеть определенный порог. Но тем не менее хотим, чтобы проголосовало как можно больше людей, а правительство было бы репрезентативным. Очень важно, чтобы правительство, которое займется написанием Конституции, отстаивало бы верховенство закона и права меньшинств. Я оптимистично настроен в отношении Ирака.

И в то же время я остаюсь реалистом. В Ираке есть люди, которые не могут понять, что идея выборов – это шаг вперед. [...] Экстремисты исповедуют философию, полностью отличную от нашей, они прекрасно осознают, что появление свободного общества станет для них смертным приговором. [...]

– Позвольте спросить вас о других выборах – в Палестинской автономии. Вы можете прямо сейчас заявить, что готовы иметь дело с законно избранным палестинским лидером, которого зовут не Ясир Арафат?

– Абсолютно верно.

– С чего вы начнете?

– Подниму телефонную трубку и поздравлю с победой. Окажу поддержку Абу Мазену (прозвище Махмуда Аббаса, избранного в воскресенье председателем палестинской национальной администрации. – “Ведомости”) в создании общества, которое отвечало бы чаяниям народа. Я верю, что палестинцы способны создать работающую демократию, и по мере ее развития они завоюют доверие не только своих соседей, но и остального свободного мира. Я считаю, что в этом регионе должны быть два государства, обязательно демократических, которые смогут жить в мире. Я готов помогать палестинцам в осуществлении плана по созданию своего государства. Многое из вышеперечисленного будет возможно, если мы поможем Абу Мазену установить контроль над силами безопасности.

Разумеется, этот план подразумевает сотрудничество с Израилем. Мы вели переговоры с Израилем о том, чтобы он разрешил палестинцам свободно передвигаться в день выборов, и, как вы знаете, это сработало. Люди активно принимали участие в голосовании. Я думаю, там, конечно, было небольшое количество недовольных избирателей, но в целом большинство наблюдателей и людей говорили, что это были хорошие выборы. Людей никто не принуждал к голосованию. […]

Израилю тоже придется помочь [палестинцам] – в развитии общества, экономики. В то же время [обеим сторонам] придется завоевывать доверие [друг друга]. Другими словами, помимо воли, доброй воли необходимо предпринять реальные шаги для развития демократии. И Соединенные Штаты Америки хотят в этом помочь. Мы готовы помогать правительству Абу Мазена, пока оно будет выступать за мирное разрешение конфликта.

Я разговаривал с ним в этом самом кабинете... И я спросил его, верит ли он в то, что может возникнуть мирное свободное палестинское государство, где судьбу правительства решают люди. И он уверенно ответил: да. В Палестине необходимы прозрачность, власть закона, им надо избавиться от старой, коррумпированной системы, которую создала бывшая правящая элита. И, я думаю, у Абу Мазена есть шанс этого добиться.

– Какие меры необходимо принять незамедлительно – оказать [финансовую] помощь в качестве жеста доброй воли или, может быть, направить посредника для переговоров или специального представителя?

– Тактические решения, такие как предоставление помощи или отправка послов, будут приниматься по мере развития событий. Сперва мы сконцентрируем внимание на приближающейся конференции в Лондоне, цель которой – помочь палестинцам. Я думаю, им необходимо завоевать доверие людей, которые готовы потратить [в Палестине] деньги. Мы готовы их потратить, мы уже потратили деньги на оказание помощи палестинцам. И, я думаю, у Палестины огромный потенциал. Там существует целый класс предпринимателей, которым не терпится начать работать, и им нужно быть уверенными в том, что они могут рискнуть своим капиталом. Международное сообщество очень заинтересовано в том, чтобы помочь в развитии экономики [Палестины]. Мы все понимаем, что государство не может существовать без экономики. Появление жизнеспособной палестинской экономики и в интересах Израиля. Палестина сможет стать торговым партнером Израиля и, надеюсь, в будущем [образует с ним] зону свободной торговли. [...]

– Господин президент, на ваш взгляд, что важнее в налоговой реформе – упрощение существующей системы или изменение объектов налогообложения? Возможно, следует меньше облагать налогами сбережения и инвестиции и больше – сферу потребления?

– Я думаю, что обе задачи выполнимы. Что касается тактики, я жду, пока [сформированная мною] комиссия предложит свои идеи. Мы можем предпринять различные шаги. Во-первых, мы можем изменить [налоговую систему], во-вторых, упростить ее и облегчить ее понимание. [...]

Прежде всего я хочу услышать от комиссии ответ на вопрос, сможем ли мы что-нибудь сделать. Другими словами – возможно ли что-нибудь сделать и если да, то каким образом? Я думаю, важно поощрять сбережения и инвестиции. Это одно из преимуществ [предлагаемой мною реформы системы] социального обеспечения, которая поможет людям, которые сами управляют своими деньгами [предназначенными для пенсий]. Это поможет [управлять пенсионными деньгами] более безопасным способом, но делать это в частном секторе, который обеспечивает большую доступность капитала. Часть нашей миссии – сделать Америку лучшим местом в мире для ведения бизнеса. Одна из составляющих этой цели – доступность капитала. И общество, которое поощряет сбережения, – это общество, которое увеличивает предложение капитала и поощряет дух предпринимательства. […]

– Как бы вы могли оценить деятельность федерального правительства с точки зрения регулирования деятельности корпораций? Правительство справляется или, наоборот, что-то недоделывает? Как бы вы оценили деятельность Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC)?

– Мы прошли через очень сложный период. Министерство юстиции и SEC проделали очень хорошую работу, дав понять, что нарушение закона влечет за собой серьезные последствия. Было очень важно дать это понять, в частности, из-за того, что многие американцы инвестируют свои деньги, опираясь на доверие к существующей системе. Я думаю, призвав людей к ответу, Министерство юстиции и SEC сумели восстановить доверие к капиталистической системе. Наше правосудие должно оставаться твердым, и в то же время нельзя забывать, что слишком тяжеловесная система делает Америку не лучшим местом в мире для ведения бизнеса. Другими словами, я человек, который верит в баланс, и мне кажется, что сейчас система сбалансирована. Очень важно, чтобы вмешательство правительства не нарушило баланс в системе. Вы ведь не хотите, чтобы правительство замораживало инвестиции, единственное, чего вы хотите, – это чтобы правительство защищало закон.

– [Председателю SEC Уильяму] Доналдсону это удалось?

– Думаю, он делает все правильно.

(WSJ, 11.01.2005, Михаил Оверченко, Николай Борисов, Екатерина Кудашкина)