ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: Как его остановить


С начала 90-х гг. в Советском Союзе, государствах, входивших в советскую империю, объемы производства начали падать. Как правило, сокращение ВВП продолжалось в течение 3–6 лет. Венгерский экономист Янош Корнаи назвал это “трансформационной рецессией”. Затем экономический рост восстанавливается. В начале 90-х гг. на всем постсоциалистическом пространстве объемы производства сокращались. С конца 90-х – начала 2000-х гг. они повсеместно росли. Среди почти трех десятков постсоциалистических государств с конца 90-х гг. можно найти несколько случаев остановки роста, но они были краткосрочными. Даже такая катастрофа, как финансовый кризис 1998 г. в России, затормозила начавшийся в предшествующем году рост лишь на год. Предпосылка восстановления роста – стабилизация рыночных установлений, убежденность инвесторов, что правила игры не будут радикально меняться. Не стал бы утомлять читателей пересказом этих банальностей, если бы Россия на протяжении последних полутора лет не демонстрировала, что она все-таки уникальная страна.

Российские власти в 2000–2002 гг. сделали немало, чтобы правила игры в нашей стране стали восприниматься как предсказуемые. И были за это вознаграждены: экономика динамично растет, качество роста до середины 2004 г. повышалось, стало увеличиваться производство машиностроительной продукции, ее экспорта.

Давно хотел добиться, чтобы Россия стала скучной страной, по меньшей мере, на несколько десятилетий. В XX веке мы побили все мыслимые и немыслимые рекорды по масштабным катаклизмам и социальным экспериментам, привлекшим внимание мира. Можно взять тайм-аут. В первом полугодии 2003 г. казалось, что эта цель достижима. Корреспонденты иностранных газет, аккредитованные в Москве, начали жаловаться, что в России ничего не происходит. В это же время стали быстро увеличиваться инвестиции в российскую экономику, темпы роста валового внутреннего продукта. Но, как говорится в России, “класс не пропьешь”. Долго не удивлять страну и мир российские власти не привыкли.

Самое надежное, что можно сделать, чтобы остановить рост инвестиций, – создать обстановку неопределенности. Обычно инвесторов демократичность режима страны, в которой они работают, волнует мало. Для них не новость крупномасштабные вложения в экономику государств, где нет функционирующей демократии, а аппарат власти коррумпированный. Многие руководители международных корпораций считают, что вопрос о характере политического устройства в стране, где они работают, не их дело. То, что необходимо для принятия решений о масштабных капиталовложениях в экономику, – стабильность правил игры.

Поведение крупных инвесторов инерционно. Им нужно время, чтобы принять решение, вкладывать ли деньги в проект. Если оно состоялось, исполнение остановить трудно. Российские власти последнее время пытаются доказать: трудно, но можно.

Когда в прошлом году начались аресты собственников одной из крупнейшей российской компаний – “ЮКОСа”, руководители корпораций, инвестирующих или собирающихся инвестировать в Россию, хотели интерпретировать это как единичный случай, связанный с избыточной политической активностью руководства компании. Как известно, ящик Пандоры открыть легко. Его сложно закрыть. Начиная со второй половины 2003 г. возникают все новые налоговые претензии к “ЮКОСу”. Вскоре по совокупности они значительно превысили годовую выручку компании. Напомню, речь идет о компании с объемом добычи нефти, превышающим производимый такой страной, как Ливия.

Пока проблемы возникли у одной компании, инвесторы, принявшие решение вкладывать деньги в Россию, были готовы закрыть глаза и повторять как заклинание: “Это исключительный случай”. При обсуждении российских проблем мне приходилось слышать примерно следующее: “Закончите хоть как-нибудь историю с “ЮКОСом”. Нас не волнует как. Важно подвести под ней черту”. Правда, вряд ли они имели в виду продажу этой компании группе частных лиц с неизвестно откуда взявшимися финансовыми ресурсами.

На протяжении 2004 г. еще раз подтверждается известная истина: выпустив джинна из бутылки, трудно его загнать обратно. Силовые структуры, привлеченные к решению экономико-политических проблем, быстро входят во вкус такой работы. Это ведь не с террористами бороться. Возникают все новые масштабные налоговые претензии за предшествующие годы, и уже отнюдь не только к “ЮКОСу”, появляются официальные документы, в которых выражены сомнения в правомерности приватизации ведущих российских компаний, обсуждается возможность пересмотра ее итогов. BP, вложившая в Россию больше, чем любая другая компания мира, узнает, что права на эксплуатацию Ковыктинского месторождения, ради которого она пришла в нашу страну, не гарантированны.

Появление в декабре этого года новых претензий к “ВымпелКому” – одной из крупнейших телекоммуникационных корпораций России, первой после 90-летнего перерыва в 1996 г. вышедшей на Нью-Йоркскую фондовую биржу, имеющей устойчивую репутацию законопослушной, к тому же не приватизированной, а созданной на пустом месте, – сигнал, что неприкасаемых нет.

Постсоциалистический рост остановить надолго еще не удавалось ни одному правительству. И в России, несмотря на нарастающий поток новостей, свидетельствующих о неопределенности прав собственности, финансовых обязательств, во второй половине 2003 – первой половине 2004 г. он остается динамичным. Но как говорил И. Сталин: “Нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики”. Если долго и последовательно создавать обстановку нестабильности правил игры, раньше или позже это принесет результаты.

Со второго полугодия 2004 г. в российской экономике проявляются тревожные тенденции. Индекс выпуска продукции в основных отраслях, колебавшийся в 2003 – первой половине 2004 г. в пределах 107–109%, в III квартале 2004 г. падает до 105,4%, объем инвестиций – с 111–115% до 108,8%. Само по себе это еще не страшно, но на фоне происходящего – сигнал тревожный. И все это при аномально высоких ценах на нефть.

Делать долгосрочные выводы исходя из экономических показателей за несколько месяцев преждевременно. Мы можем иметь дело с краткосрочными колебаниями, не обозначающими перелома тенденции. Постсоциалистический рост – процесс мощный, устойчивый, остановить его нелегко. Но если усилия властей по созданию обстановки нестабильности в российской экономике будут продолжаться с той же интенсивностью, есть опасность, что характерные для последних месяцев негативные тенденции закрепятся. Тогда обсуждать вопрос о том, как удвоить ВВП к 2010 г., можно будет, лишь крепко закрыв глаза на то, что происходит в жизни. Придется решать другие, более приземленные задачи: как справиться с надвигающимся экономическим кризисом.