Этике можно обучить
Около 20 выпускников программы executive MBA прошли процедуру сканирования мозга. Теперь их поведение в ситуациях, когда надо делать этический выбор, можно проанализировать. Следующий эксперимент планируется поставить на студентах только что набранного курса executive MBA .
Идея проведения подобных опытов принадлежит психиатру Родерику Джилкею, который читает лекции для студентов бизнес-школы и медицинской школы Университета Эмори.
Джилкей занялся изучением поведения бизнес-лидеров, когда работал в медицинской школе Дартмутского колледжа в Хановере (штат Нью-Хэмпшир). По его словам, почти каждый человек знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Ошибки происходят из-за того, что в определенных обстоятельствах менеджеры не используют свою этическую систему. “У каждого есть внутренняя система ценностей. Просто надо ее активизировать”, – говорит он.
В Университете Эмори он использовал для экспериментов функциональный аппарат FMRI производства Siemens, создающий изображение с помощью магнитного резонанса. В приборе применяется микросекундная хронология. Таких аппаратов в США очень мало.
Работа над проектом началась три с половиной года назад. Первые два года Джилкей потратил на разработку процедур проведения эксперимента. Студентам, подвергающимся сканированию, дают прочитать текст. Потом они отвечают на вопросы, набивая ответы на клавиатуре.
В тексте должны быть отражены ситуации, с которыми топ-менеджеры сталкиваются каждый день, говорит Джилкей. “Чем ближе текст к миру бизнеса, тем с большей вероятностью мы можем предсказать, как будет вести себя топ-менеджер с морально-этической точки зрения”, – поясняет он.
Один из участников предыдущего эксперимента, Барри Брэгер из компании по управлению интеллектуальной собственностью Perception Partners, говорит, что команда школы имени Гойзуета разработала очень удачные вопросы, в которых отражены актуальные проблемы бизнеса. Участники должны были “прочитать вопросы, подумать и отреагировать”. После этого они беседовали с одним из профессоров Университета Эмори.
Одна из первых находок связана со стратегическим мышлением. Когда менеджеров, которые считались хорошими стратегами, просили принять какие-либо решения во время сканирования, то их мозг вырабатывал очень мало энергии. Для сравнения: мозг тех, кто не привык принимать ежедневно стратегические решения, вырабатывал больше энергии. Эта задача казалась им более сложной.
Причина в том, утверждает Джилкей, что у менеджеров-стратегов в этом вопросе больше практики и к моменту сканирования они лучше подготовлены к решению подобных проблем. Когда студентам executive MBA предложили оценить тот или иной тип поведения как этичный или неэтичный, их показатели были почти одинаковыми. Однако во время обсуждения показатели активности мозга сильно различались.
Исследования находятся на ранней стадии, но Джилкей и один из деканов школы имени Гойзуета, Эдгар Леонард, считают, что если им удастся классифицировать накопленный материал, то они смогут обучать этичному поведению студентов executive MBA .
Профессора проводят параллель с обучением игре в теннис. Когда человек только начинает играть, он должен заучить каждый взмах и ежесекундно контролировать игру. Со временем правильные движения входят в привычку.
Джилкей заинтересован в дальнейшем развитии своих идей. Ему хотелось бы разобраться в том, как организационные системы влияют на принятие решений. Например, какое влияние оказывают на поведение менеджеров поощрительные системы оплаты труда?
Сканирование мозга не в медицинских целях – совершенно новая область исследований. Однако многие беспокоятся о том, с какой целью его будут использовать. Некоторые полагают, что производители товаров массового спроса начнут сканировать мозг человека, чтобы понять, как лучше продвигать на рынок свою продукцию. Опасаются также, что в один прекрасный день сканеры заменят собеседования при приеме на работу и будут использоваться для отбора персонала.
Профессора школы имени Гойзуета утверждают, что будут использовать результаты сканирования только для составления учебных программ.
На следующем этапе Робертсон планирует расширить эксперимент, подключив к нему женщин. Различия или, наоборот, совпадения в работе женского и мужского мозга, безусловно, станут темой новых дискуссий. (FT, 19.12.2004, Мария Подцероб)