Европейские газеты меняют формат


За это время издатели перепробовали самые разные тактики выживания – от бесплатной раздачи компакт-дисков до размещения огромного числа материалов о разного рода знаменитостях. В результате оказалось, что самое действенное средство – уподобиться таблоидам, хотя бы по размерам.

В ходе опросов, проводившихся на разных европейских рынках самими газетами, была обнаружена любопытная деталь: многие читатели предпочитают более компактный формат, чем тот, в котором выходят солидные газеты. В основном эти предпочтения выказали те, кто каждый день ездит на работу в забитом транспорте и, как оказалось, представляет ту самую часть достаточно состоятельных горожан, на которых сориентирована реклама в этих газетах. “На протяжении полутора месяцев читателям предоставляли выбор – купить таблоид или полноформатную газету”, – рассказывает Марлин Фойгелерс, менеджер по маркетингу в бельгийской Gazet van Antwerpen. Несмотря на то что в полном формате это издание выходило вот уже 115 лет, весной нынешнего года оно обрело таблоидный облик. И если с середины 80-х гг. тираж снижался темпами по 2–3% в год, то сейчас он зафиксировался на отметке 150 000 экземпляров.

На самом деле переход на таблоидный формат означает куда больше, чем просто уменьшение размера полос. Когда в компактном виде начинают выходить такие издания, как Times of London или Gazet van Antwerpen, читатель может подумать, что традиции больших солидных газет приходит конец. Даже при том что эти издания обещают, что сохранят привычно высокий уровень журналистики.

“Мы не можем позволить себе оставаться зачарованными историей, иначе мы сами можем стать ею”, – говорит Роберт Томсон, редактор Times of London, который осенью этого года перевел в таблоидный формат газету, которую последние 219 лет британские аристократы широко разворачивали за завтраком.

В результате этого смелого шага в ноябре тираж издания увеличился на 60 000 экземпляров – почти на 10% по сравнению с ноябрем 2003 г. Кроме того, если прежде читатели в возрастной категории от 25 до 44 лет составляли 34% ее аудитории, то с обновлением формата этот показатель вырос до 40%. Правда, превращение в компактную версию сказывается и на отборе материалов, и особенно на том, как выглядит первая полоса. В прежние времена Times of London размещала впереди несколько заметок и большую фотографию. Теперь на первой полосе, увенчанной привычной шапкой, – одна статья и большая фотография, иллюстрирующая другую заметку на одной из внутренних полос. “Меньше заметок, больше заголовков, – говорит Томсон. – Живем-то мы в век Интернета!” (WSJ, 22.12.2004, Екатерина Кудашкина.)