Война на уничтожение


Как правило, это довольно точные копии, незначительно отличающиеся от оригинала. На некоторых вместо брэнда Abro стоит Ambro, Arbo или Abra. В других случаях под маркой Abro выпускаются продукты, которые сама компания не производит. “Все это вполне заурядное пиратство, – говорит Питер Бэраней, президент Abro, – но то, что делает в Китае компания Hunan Magic, – совсем другой уровень”.

Двухлетняя борьба Abro с Hunan Magic Power Industrial – новая страница в истории международного пиратства. Hunan Magic не просто ворует продукты у Abro, но выступает от ее имени. “Они пытаются украсть наше имя на уровне корпорации”, – кипятится Бэраней.

Китайская компания из города Люян провинции Хунань рекламирует и продает по всему миру более 40 продуктов – от суперклея до силиконового герметика – в точных копиях упаковки Abro. Владелец китайской компании Юань Хунвэй называет свою фирму “подлинным Abro” и призывает покупателей “остерегаться мошенников”.

В этом году объем продаж компании Abro, продукция которой продается в 130 странах мира, прогнозируется на уровне $100 млн. Хорошие финансовые результаты компании обусловлены сильными позициями на рынке многих стран: например, в Пакистане название Abro стало нарицательным обозначением маскирующего скотча. Но из-за подделок Abro ежегодно недополучает по меньшей мере $10 млн. “Для нас брэнд – это вопрос жизни и смерти”, – говорит Бэраней.

Hunan Magic не сомневается в своей правоте. Пен Цзяню, юрист китайской компании, называет совпадением то, что продукция Hunan Magic, выпускаемая под брэндом Abro, выглядит так же, как американская. Он говорит, что Hunan Magic разработала брэнд в 1996 г., а о претензиях Abro услышала всего год назад.

Бэраней и директор по продажам Abro Тимоти Демарис впервые услышали о Hunan Magic два года назад, после того как боснийский дистрибьютор Abro на торговой ярмарке в городе Гаунчжоу случайно оказался перед стендом китайской компании, увешанным продукцией с брэндом Abro.

После этого Abro под видом покупателей отправила своих представителей в офис китайской компании в Люяне. Им удалось попасть на главный склад фабрики Hunan Magic, принадлежащей жене Юаня, где они обнаружили горы поддельной продукции Abro с надписями Made in USA.

Юристы Abro убедили местные власти осуществить проверку фабрики в декабре, говорит Бэраней. После этого он несколько месяцев добивался, чтобы ему предоставили копию отчета о проверке, чтобы прочитать, что фабрика была оштрафована на $600 за “нечестную конкуренцию”. Использование чужой торговой марки в отчете не упоминалось.

В октябре 2003 г. Демарис сам полетел на ярмарку. “Я подошел к стенду Hunan Magic, и от того, что я увидел, у меня глаза на лоб полезли, – вспоминает он. – Стенд украшал знак Abro, на стойке были разложены каталоги продукции Abro”.

Демарис пожаловался организаторам ярмарки. Несколько человек вместе с Демарисом подошли к стенду Hunan Magic. “Я подошел и сказал: маскарад окончен”, – вспоминает он.

Нисколько не смутившись, представитель Hunan Magic достал каталог товаров Abro, которые, по его словам, он имел право продавать. Одним из продуктов был эпоксидный клей, на упаковке которого была фотография жены Демариса, ремонтирующей велосипед. Но представитель Hunan Magic заявил, что это его жена. “Я смотрел на нее, – говорит Демарис, – а этот человек утверждал, что это его жена”.

Только после того как Демарис предъявил им другую фотографию своей жены, вынув ее из бумажника, представители власти изъяли всю выставленную продукцию и задержали представителей Hunan Magic. Но победу праздновать было рано. Китайская компания даже не была оштрафована, а впоследствии, по данным Abro, подала в суд на тех, кто прекратил ее участие в ярмарке.

На следующей ярмарке в апреле Hunan Magic вела себя еще более нагло. Брэнд Abro украшал обложку 18-страничного каталога, в котором было обращение Юаня на плохом английском: “В последние годы некоторые компании не подчиняются китайским законам и используют наши брэнды”. “Если самозванцы снова возьмутся за старое, наша компания примет все возможные меры, вплоть до обращения в суд”, – предупреждала Hunan Magic.

Джозет Шайнер, отвечающая в администрации Джорджа Буша за торговые отношения с Китаем, услышав о проблемах Abro, пригласила Бэранея принять участие в торговой миссии в Пекине. “Я поняла, что эта небольшая компания делала все возможное, но не смогла добиться справедливости. Пример Abro превосходно иллюстрировал проблемы китайской системы”, – говорит Шайнер.

За время июльской поездки с Шайнер президент Abro сумел добиться аудиенции у влиятельных чиновников из Министерства торговли Китая и национального комитета по защите торговых марок. Спустя какое-то время на внеочередных слушаниях в комитете Hunan Magic было отказано в праве использовать торговую марку Abro на некоторых видах клея. Hunan Magic подала апелляцию.

В октябре Abro подала в суд на Hunan Magic в Китае за нарушение прав на использование торговой марки, потребовав возмещения ущерба на $600 000. Но даже если Abro выиграет это дело, Бэранея ждут новые сражения. “В Аргентине недавно была зарегистрирована компания Zabro, – говорит Бэраней, – значит ли это, что теперь мне нужно ехать туда?” (WSJ, Татьяна Бочкарева, 7.12.2004)