Время менять колоду


Сегодня бизнес Леви по-прежнему жив. Еще до выборов он продал карт на сумму $900 000, а сейчас составляет маркетинговый план на следующие четыре года. В первую же неделю после выборов еженедельный объем продаж “карт Буша” удвоился, и со 2 по 30 ноября предприниматель продал 6000 колод. Национальный музей американской истории, входящий в комплекс культурно-просветительских учреждений Смитсоновского института, внес “Карты Буша” в свою коллекцию предвыборных сувениров, где первые экспонаты относятся ко времени Джорджа Вашингтона. А розничные торговцы продолжают пополнять свои склады сувенирами от Леви, пока сам он обновляет свою колоду карт, включая в нее изображения новых членов администрации президента. Одна колода стоит $7,95.

Спрос растет

“После выборов мы сделали уже два заказа”, – говорит Роберт Фейдер, закупщик из магазина Posman Books на нью-йоркском вокзале Грэнд-сентрал. Его магазин уже продал более 2100 колод карт, и поэтому он держит карты прямо у кассы. “Я искренне удивлен их долговечностью. Может быть, некоторые покупают их в качестве простого дружеского подарка. Но я думаю, в основном они до сих пор остаются политическим сувениром”, – говорит он.

Опыт Леви – это еще одно свидетельство того, как важна интуиция для предпринимателей, которые строят бизнес на чем-то столь непредсказуемом, как текущие политические события. Он позволяет ощутить особенности общественной психологии, в особенности психологии той части населения, которая голосовала за проигравшего кандидата. “Воспоминания еще слишком свежи”, – констатирует Кэтрин Гибсон, директор по маркетингу архитектурной компании, живущая во Флориде, штате, проголосовавшем за Джорджа Буша. Она купила четыре колоды “карт Буша”, которые собирается раздарить на Рождество. “Я до сих пор чувствую себя не всегда в своей тарелке”, – говорит она, вспоминая о выборах.

Лидер продаж

Многие политические сувениры, рекламирующие обоих кандидатов в президенты на последних выборах, до сих пор активно продаются, правда, в основном через Интернет. К примеру, можно купить “вафельные часы” Джона Керри и двусторонний коврик для компьютерной мышки с изображением кандидатов.

Сайт Rightwingstuff.com продает сувениры, агитирующие за Буша в послевыборный период. Один из самых популярных товаров – футболка с лозунгом “Прими этого хиппи на следующие четыре года”. В то же время такие магазины подарков, как Peaceable Kingdom в Энн-Арбор (штат Мичиган, который голосовал за Керри), утверждают, что до сих пор продолжают продавать монеты с изображением Буша и надписью National Embarrassmints (“Национальный позор”) и смешную куклу Smush Bush.

Однако лучше всего после выборов продаются “Карты Буша”, говорит Карол Лопез, владелец магазина Peaceable Kingdom. “У меня никогда ничего подобного не было, – говорит он – Люди до сих пор расстроены результатами выборов и поэтому покупают колоду”.

Полезная информация

Частично спрос обусловлен тем, что колода содержит полезную информацию. На каждой карте изображено официальное лицо, а внизу дается какая-нибудь цитата или статистика. К примеру, бывший госсекретарь Колин Пауэлл – бубновый король, а внизу на карте приводится выдержка из его речи в ООН накануне иракской войны: “Каждое сделанное мною утверждение подтверждается источниками. Надежными источниками”.

“Карты Буша” более практичны [чем наклейки на автомобильный номер или уличный знак]”, – утверждает Ларри Берд, куратор коллекции предметов политических кампаний Смитсоновского музея. Он отмечает многолетнюю традицию изготовления таких аксессуаров, начиная с пуговиц с инициалами Джорджа Вашингтона, выгравированными на обратной стороне.

Исторические корни

Политическая история игральных карт тоже богата событиями. Первые карты с изображениями политических персонажей датированы 1888 г. В коллекции Смитсоновского музея есть колода с изображениями Грувера Кливленда и его оппонентов. В начале 60-х гг. прошлого века популярностью пользовались так называемые карты Кеннеди.

В этом году покупателям предлагали и другие колоды, например колода W (названная так по инициалу Джорджа Буша) и колода К (в честь сенатора Керри). Но торговцы утверждают, что “Карты Буша” пользовались наивысшим спросом. Одна из причин – их содержание. “В картах содержится гораздо больше, чем может показаться с первого взгляда, – говорит Фейдер из компании Posman Books. – Люди присматриваются и говорят: “Мы никогда об этом не знали”.

Но все же коммерческий потенциал таких сувениров обычно резко уменьшается после завершения событий, которым они посвящены. Сам Леви разместил на своем сайте лозунг “Миссия окончена” вечером во вторник 2 ноября и лег спать. Наутро он узнал, что его кандидат Джон Керри потерпел поражение. Он проверил свою электронную почту и понял, что карты по-прежнему пользуются спросом. Он быстро добавил к лозунгу на сайте два слова “еще не” и стал думать о том, как продолжить бизнес. “Когда мы размещали первый заказ на 3000 копий, я не был уверен, что мы сможем их продать”, – утверждает Леви. Идея пришла к нему в голову в мае 2003 г., после того как он и его друзья узнали о так называемой иракской колоде, на которой были изображены руководители Ирака, находящиеся в розыске, в том числе Саддам Хусейн. “Карты Буша” пришлось допечатывать девять раз, и сейчас они продаются в 1400 розничных точках по всей стране, а также через веб-сайт своего создателя: www.bushcards.com.

Новый поворот

В настоящее время, вместо того чтобы срочно избавляться от последних складских запасов, Леви собирает данные о новых членах кабинета Буша. Он утверждает, что изучает целую гору информации по каждому члену правительства, а затем суммирует материал в нескольких предложениях. Для владельцев старой колоды он предлагает за $1,50 набор наклеек: “Ушел в отставку”, “Привлечен к ответственности” и “Подсидели”.

В начале следующего года Леви намерен вывести на рынок совершенно новую колоду. Например, Кондолиза Райс изменит свой статус, если ее назначат госсекретарем. Колина Пауэлла скорее всего в новой в колоде не будет. Некоторые получат повышение. “Я дам возможность администрации выполнить свою работу, а затем мы сделаем свою”, – говорит Леви. (WSJ, 30.11.2004, Мария Подцероб)