Его cветлость – риэлтор


В ноябре 52-летний герцог, род которого известен с начала прошлого тысячелетия, выдавал замуж свою старшую дочь леди Тамару Гросвенор. Венчание проходило в одном из древнейших храмов Британии – Честерском кафедральном соборе. Церемонию почтили своим присутствием королева Елизавета и члены королевской семьи. Рассказывают, что его светлость сделал новобрачным подарок на 10 млн фунтов.

Жена герцога – крестная мать принца Уильяма, а сам он давно дружит с наследником британского престола – принцем Уэльским Чарльзом. В полном соответствии с британской аристократической традицией Джеральд Гросвенор руководит деятельностью более 100 различных обществ и благотворительных организаций.

Между тем шестой герцог Вестминстерский – один из самых состоятельных граждан Великобритании. В 18 лет он унаследовал от отца компанию, которая в то время, по его словам, находилась “не в лучшей форме”. “Мягко говоря, у нас были проблемы”, – вспоминает Гросвенор. В 1960-е гг. у компании был огромный долг и проблемы с менеджментом.

“У нас в роду сильны инстинкты выживания, – рассказывает герцог. – Мы придерживаемся старомодного взгляда, что надо работать в той области, в которой хорошо разбираешься. Я рано уяснил, что многие семейства пали жертвой убеждения, что их глава – лучший специалист во всех областях”. Повседневное управление компанией герцог доверяет профессиональным менеджерам, руководит которыми Джереми Ньюзам, второй гендиректор Grosvenor Group за последние 30 лет.

Герцог твердо убежден, что первая задача руководителя семейной компании – это умение правильно подбирать людей, а вторая – не мешать им работать. “Если владеть этим искусством, то остальное приложится”, – говорит он. Благодаря усилиям герцога сегодня в совете директоров его компании заседают такие тяжеловесы британского бизнеса, как бывший управляющий Bank of England сэр Эдди Джордж и председатель правления Morgan Stanley Asia Аласэйр Моррисон.

За последние пять лет Grosvenor Group практически удвоила размеры прибыли до уплаты налогов. По итогам 2003 г. этот показатель составил 91,7 млн фунтов ($178 млн). А дивиденды, полученные семьей Гросвенор, составили 16,9 млн фунтов ($32,8 млн) – почти в три раза больше, чем в 1998 г.

Один из секретов успеха компании состоит в том, что она широко представлена на зарубежных рынках: 47% ее активов находятся за пределами Британии и Ирландии. Кроме того, сейчас компания расширяет работу по управлению активами для третьих лиц. Сейчас в портфеле компании доля чужих активов в два раза превышает долю ее собственных.

При том что многие игроки на рынке недвижимости всячески избегают огласки, одно из главных достояний семейства Гросвенор и их компании – узнаваемое имя, которое стало брэндом еще в позапрошлом веке. “Гросвенор” ассоциируется с такими понятиями, как стабильность, порядочность и безупречность, – рассуждает герцог. – Мы придаем этому очень большое значение. Я хочу возглавлять компанию, которую будут уважать не только на рынке, но и за его пределами”.

Grosvenor Group действительно пользуется большим уважением даже у конкурентов. Председатель совета директоров Urban Splash Том Блоксэм восхищен тем, как на протяжении нескольких веков семья управляет своей лондонской недвижимостью. Он с уважением говорит о щедрости самого главы рода Гросвенор. “Всякий раз, когда оказываешься на каком-нибудь благотворительном мероприятии, Гросвенор оказывается там, жертвует крупные суммы из личных денег и старается делать это как можно тише”, – говорит он.

Герцог старается уберечь компанию от неожиданностей. Например, если его наследники не станут интересоваться семейным предприятием, “закинут ноги на стол и займутся чем-то совершенно другим”. На этот случай, по словам Гросвенора, в его компании и должна существовать система профессионального управления бизнесом, которая и обеспечит ей стабильность при неблагоприятном сценарии.

Герцог хочет, чтобы, когда настанет время передавать семейный бизнес следующему поколению, он мог бы сказать о себе “хорошо поработал”. Впрочем, судить о его успехах станут уже те, кто будет сочинять его некролог, шутит он.

Пока же имя Гросвенор звучит – и звучит громко. Помимо всего прочего оно фигурирует в названиях более 500 улиц, площадей и зданий. Штаб-квартира компании находится в самом центре Лондона, на улице с одноименным названием Гросвенор-стрит. Как-то раз правительство США потребовало, чтобы им позволили выкупить в собственность здание, в котором на площади Гросвенор располагается посольство США в Британии. Тогда консультанты посоветовали герцогу потребовать, чтобы взамен американское правительство вернуло его семье большой кусок штата Флорида, конфискованный у них во время Войны за независимость. Белый дом отступил. (FT, 6.12.2004, Екатерина Кудашкина)