ВЕКТОР
Подобно нефтяникам и металлургам, своими восточноевропейскими конкурентами вполне могут заинтересоваться ведущие российские авиаторы. В “Аэрофлоте” признаются, что компания начала анализировать возможность покупки авиаперевозчиков в Восточной Европе. Покупка европейской компании позволила бы им убить сразу двух зайцев. Во-первых, активнее летать по Европе, не завися от межправительственных соглашений России с другими государствами. Во-вторых, беспошлинно покупать иностранные самолеты и использовать их под флагом партнерской авиакомпании, как это уже делает авиакомпания “Сибирь” после покупки армянской Armavia.
Закон бумеранга
“ЮКОС” отчаянно пытается сорвать аукцион по продаже своего основного добывающего актива – “Юганскнефтегаза”. Не добившись успеха в российских судах, нефтяная компания подала заявление о добровольном банкротстве в суд Южного округа штата Техас. Но американское правосудие может сыграть с “ЮКОСом” злую шутку. Однажды оно уже встало на защиту ныне опальной компании. В “далеком” 2002 г., когда еще ничто не предвещало нынешних неприятностей, компания Dardana выиграла у “ЮКОСа” в одном из международных судов иск на сумму $17 млн. Но взыскать эти деньги она никак не могла. “ЮКОС” платить категорически не хотел. А в ответ на попытку Dardana через суд Техаса заморозить часть выручки “ЮКОСа” от продажи нефти в США заявил, что неподвластен техасскому суду. Тогда нефтяная компания утверждала, что неподсудна техасскому суду, так как у нее нет фактических связей с этим штатом. “ЮКОСу” удалось убедить в этом судью. А сейчас адвокаты “ЮКОСа” пытаются доказать прямо противоположное. Они утверждают, что финдиректор “ЮКОСа” стал в России “политическим беженцем” и сейчас работает в своем доме в Хьюстоне, а сама компания держит в банках США $7 млн. Пойдет ли судья навстречу российской компании в этот раз, неизвестно. Ведь тогда ему придется признать, что в прошлый раз правосудие ошиблось.
Находка для шпиона
Все больше и больше сотовых телефонов выпускаются с фотокамерами. Причем возможности последних улучшаются с каждой моделью и качество снимков уже не отличается от настоящих фотоаппаратов. В результате, зайдя в какой-нибудь офис, гость может заснять на телефон любой внутренний документ, вовсе не предназначающийся для массовой рассылки. Недавно эту проблему попытался решить Европейский союз. Он потребовал от производителей, чтобы в процессе “фотосессии” телефон обязательно издавал звуковой сигнал.
Впрочем, это вряд ли позволит решить проблему, так как при желании телефон легко можно самостоятельно перепрограммировать на бесшумные фотоснимки. В некоторых зарубежных компаниях придумали простой выход. Такие телефоны при входе в офис сдаются в камеру хранения. Но это привело к тому, что подавляющее большинство офисных работников оставалось без мобильной связи – ведь практически все бизнес-модели как раз предусматривают наличие камеры. Пока в России никто не вводил подобных запретов. Однако аналитики уверены, что в ближайшем будущем этой проблемой озаботятся и в нашей стране, что может вызвать существенные изменения на рынке мобильных трубок. Например, популярность телефонов с фотокамерами может резко упасть или владельцы будут покупать два телефона – один для путешествий, другой для работы.
Время покупать
В Восточной Европе намечается массовая приватизация авиакомпаний. Правительство Словакии заявило о намерениях в ближайшие месяцы продать около 90% акций национального авиаперевозчика Slovenske Aerolinie. Венгрия уже проводит тендер по продаже почти 100% акций авиакомпании Malev. Парламент Болгарии до конца года должен одобрить приватизацию государственной Bulgaria Air. Румынская авиакомпания Tarom и сербская JAT Airways находятся в сложном финансовом положении, выходом из которого тоже может стать приватизация. Восточноевропейским авиаторам нужны стратегические инвесторы, которые смогут погасить их долги и развить маршрутную сеть.