В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Как конкурировать с Китаем
Рост замедлился
В 2004 г. рост российской экономики, согласно различным оценкам, составит 6,5–6,7%, при том что недавно радужные прогнозы обещали нам 7%. В июле этого года началось замедление роста, многие отрасли экономики начали стагнировать. Сейчас идет активная дискуссия по поводу причин и продолжительности этого явления.
В первую очередь, это проблемы в банковском секторе, которые возникли в мае и в начале лета этого года и вызвали существенное замедление роста кредитования. Компании, начавшие в конце 2003 г. и начале 2004 г. пользоваться все большими объемами краткосрочных и среднесрочных кредитов, столкнулись с серьезными трудностями. Большинство с ними справились, но это было непросто для компаний не только в отрасли продажи и производства бытовой техники, но и в других сферах. В качестве второй причины снижения конкурентоспособности производства в России и повышения конкурентоспособности импорта называется ускоренное повышение реального эффективного курса рубля.
Отрасль производства и продаж бытовой электроники устроилась довольно удобно: если снижается конкурентоспособность производства в стране, сразу же растет привлекательность импорта. Но в целом для экономики эта проблема существует, и ее значимость пока до конца не изучена. Есть точка зрения, что темпы повышения реально эффективного курса рубля и укрепление национальной валюты за несколько последних лет уже достаточно негативно повлияли на производство внутри России, а значит, Центральный банк должен сдерживать повышение курса рубля. Другая точка зрения состоит в том, что именно это повышение создает динамичные конкурентные условия, заставляет компании повышать производительность труда и качество выпускаемой продукции, делает выгодной закупку нового технологического оборудования и способствует переоснащению производства.
Главное – адаптация
С моей точки зрения, здесь нет непримиримого противоречия. Все зависит от того, насколько адекватно и быстро российские производители и государственная власть адаптируются к меняющейся макроэкономической ситуации. Например, чтобы сделать технологическую модернизацию более эффективной, необходимо не только повышение реального курса рубля, но и снижение пошлин на технологическое оборудование, а лучше – их отмена. Все зависит от того, насколько быстро нам удается менять правила игры.
Вышеописанные процессы происходят на фоне достаточно высокой инфляции. Двузначная инфляция некомфортна для государства и накладывает негативный отпечаток на экономическую деятельность. Она ведет к сохранению завышенных реальных процентных ставок: банки в условиях неопределенности не спешат снижать кредитные ставки. В последнее время правительство России совместно с Центральным банком использовало стабилизационный фонд в качестве основного инструмента борьбы с инфляцией и с ускоренным удорожанием рубля. Созданный в 2003 г., в 2004 г. фонд быстро накапливался, и сейчас вокруг него идет широкая дискуссия. Нужно ли отказываться от макроэкономической роли стабилизационного фонда? Нужно ли направлять эти средства на инвестиционные проекты, прежде всего в инфраструктурной области?
С нашей точки зрения, к этому вопросу нужно подходить максимально осторожно. В краткосрочной перспективе более важным является решение макроэкономических проблем и достижение действительной макроэкономической стабилизации. Если на какие-то проекты стоит тратить деньги, это надо делать из общего бюджета. В бюджет нужно укладываться. И не нужно рынку ожидать, что государство будет расширять свое участие в экономической деятельности.
С нашей точки зрения, в целом макроэкономическая ситуация будет оставаться благоприятной для развития бизнеса в среднесрочной перспективе, но если правительство Российской Федерации в ближайшие несколько месяцев не примет мер по реализации задач развития в налоговой и в таможенной сфере, а также в сфере снижения административных барьеров в финансовом секторе, то нас действительно может ждать замедление темпов экономического роста. Сохранить сегодняшний темп роста возможно только при достаточно решительных действиях со стороны всех ветвей власти.
Налоги
Если говорить о вопросах, касающихся отрасли производства и продаж бытовой техники, то желательные действия правительства лежат прежде всего в сферах налогообложения, таможенного регулирования и администрирования, а также административных барьеров и финансового сектора. Основные элементы будущих изменений в налоговой системе – это прежде всего снижение верхней ставки налога на добавленную стоимость (НДС) при одновременной отмене льготной ставки. То есть введение унифицированной ставки НДС на уровне 15–16%. Надеюсь, что это будут 15%, но дискуссии на эту тему продолжаются, и все будет зависеть от конкретных расчетов. Соответствующий вопрос будет рассматриваться Государственной думой в ходе весенней сессии 2005 г.
Одновременно с изменением ставки НДС необходимо серьезно изменить подходы к администрированию этого налога. Мы настаиваем на исключении налогообложения авансов. Кроме того, остаются в повестке дня вопросы ускорения возмещения НДС при осуществлении капитальных вложений, а также создание максимально благоприятного режима для возмещения НДС при экспортных операциях всем нормальным, добросовестным налогоплательщикам. Слово “добросовестный” носит достаточно неформальный оттенок, и нам необходимо в ближайшее время установить очень четкие критерии, которые разграничат нормальную практику налогового планирования и оптимизации от криминального поведения.
Таможня
В связи с перестройкой системы таможенного регулирования и администрирования, а также реорганизацией таможенной службы – и все это в контексте процесса вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) – идет достаточно бурная дискуссия по поводу таможенных ставок на различные группы товаров. Главное – это определение четких правил игры на среднесрочную перспективу. Чтобы сделать процесс максимально предсказуемым, необходимо в полной мере задействовать существующие механизмы, в частности принять участие в работе комиссии по защитным мерам и таможенному регулированию при Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ). Дискуссия на тему тарифов должна в ближайшие месяцы получить завершение в виде конкретных решений.
Кроме того, сейчас идет дискуссия по поводу таможенного администрирования экспорта и импорта. Мы хотим, чтобы внешнеэкономическая деятельность, импорт стали максимально прозрачными. Если можно это сделать путем одновременного снижения ставок пошлин и налогов, а также изменения в системе таможенного администрирования внутри Федеральной таможенной службы (ФТС), давайте обсуждать этот вопрос. Когда к этому нет готовности, правительство предлагает механизмы, которые в развитых странах, как правило, не применяются.
Недвижимость
В сфере предоставления земли для строительства также необходима максимальная прозрачность. Происходящее на местном уровне нас абсолютно не удовлетворяет: если рынок земли не монополизирован, то олигополизирован – в лучшем случае. Земля должна предоставляться на открытых аукционах, без каких-либо предварительных и дополнительных конкурсных условий. Мы рассматриваем поправки в Градостроительный и Земельный кодексы, направленные на законодательное обеспечение основ конкуренции. Но одних законодательных условий мало: необходим постоянный контроль сверху и общественное давление снизу, с тем чтобы изменить эту ситуацию.
Финансы
Развитие финансового сектора проходит достаточно сложно. Надеюсь, мы дождемся момента, когда Банк России завершит процесс принятия банков в систему страхования вкладов. В среднесрочной перспективе будет происходить либерализация законодательства, снижение издержек осуществления финансовой деятельности, а также повышение возможностей кредитных организаций по предоставлению долгосрочных ресурсов для нефинансовых компаний. Этот процесс достаточно объективен. Сегодня на него нацелены и планы – к сожалению, пока не действия – правительства. Важно, чтобы растущее предложение более долгосрочных ресурсов сочеталось с повышением прозрачности самих компаний, их готовностью выходить на публичный финансовый рынок.
Как создать средний класс
О глобальном контексте развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок. Сможет ли Россия конкурировать в долгосрочной перспективе со своими соседями – прежде всего с Китаем? Сможет ли она быть действительно серьезным игроком на этом рынке? Темпы экономического роста в Китае были достигнуты за счет различных механизмов, включая создание особых экономических зон. Они позволили достаточно быстро увеличить доходы состоятельной части населения в Китае, а новые 3–5% состоятельных китайцев от общей численности населения страны – это 40–60 млн человек. Единственный выход для нас – это создавать реальный средний класс, численность которого будет сопоставима с численностью состоятельного слоя китайского населения. Простого рецепта здесь нет. Решение лежит в развитии легального малого и среднего бизнеса. Пока малому и среднему бизнесу гораздо выгоднее оставаться в неформальной экономике, с ее более низкими налоговыми, таможенными и социальными издержками, а государство пока делает все, чтобы компании из этого сектора не выходили. Только решив эти задачи (наряду со многими другими), мы действительно сможем рассчитывать на развитие конкурентоспособной экономики.