РЖД не отдают вагоны


В декабре РЖД впервые в своей истории собирается разместить облигации на сумму 12 млрд руб. В инвестиционном меморандуме компания раскрыла финансовые планы на ближайшие три года. К 2007 г. РЖД планирует почти в два раза увеличить выручку – с 571,2 млрд руб. в 2003 г. до 948,6 млрд руб. в 2007 г. При этом монополия рассчитывает почти втрое увеличить свою операционную прибыль (EBITDA) за ближайшие три года – со 120 млрд руб. в 2003 г. до 303,5 млрд руб. в 2007 г., а рентабельность по EBITDA за этот же период увеличится с 21,2% до 32%.

Наращивать выручку и прибыль компания намерена за счет роста объемов перевозок и более активного участия в перевозках высокодоходных грузов. “Доля частных собственников в объемах наиболее доходных, экспортных перевозок составляет 40,8% с учетом вагонов, сданных в аренду, – говорится в меморандуме. – Львиную долю в структуре вагонного парка РЖД занимают универсальные полувагоны, используемые зачастую для низкодоходных грузов, и только 14% – цистерны, предназначенные для перевозки высокоприбыльных нефтяных грузов. Структура вагонного парка РЖД будет изменяться в сторону соответствия потребностям рынка. Предполагается сохранение 50% рыночной доли РЖД в каждом сегменте вагонного парка”.

При этом монополия посягнула на один из основных постулатов железнодорожной реформы. Она предполагает, что к 2010 г. РЖД должна продать 50% своего грузового парка, чтобы обеспечить конкуренцию среди операторов. Но делать этого компания не намерена. В меморандуме указано, что компания намерена продавать лишь ремонтные заводы и компании, осуществляющие пассажирские перевозки, а также непрофильные активы.

Более того, РЖД собирается резко повысить закупки новых грузовых вагонов. В 2003 г. приобрела 3800 вагонов, в 2006 г. планирует закупить 19 000. Чтобы успешнее конкурировать с частниками, РЖД хочет добиться гибкого тарифообразования, чтобы иметь возможность снизить свои расценки на перевозку нефти и повысить на перевозку угля.

Аналитики считают, что если РЖД удастся добиться 30%-ной рентабельности, то это будет большим успехом для компании. “Операционная рентабельность РАО ЕЭС составляет 20%, а “Газпрома” – около 40%, но это сырьевая компания”, – отмечает аналитик “ЦентрИнвеста” Михаил Ганелин. С ним согласна и аналитик ИК “Проспект” Наталья Одинцова: “Это очень много для естественной монополии”. “Сейчас компания все больше будет себя вести как хозяйствующий субъект, главная цель которого – получение прибыли, а не проведение реформы”, – констатирует директор департамента компании ФБК Игорь Николаев. Он напоминает, что изначально целью реформы было обособление железнодорожной инфраструктуры и создание конкурентной среды в перевозках.

Гендиректор компании “СУАЛ-Транспорт” Борис Чертков считает, что желание РЖД вытеснять частных операторов с рынка высокодоходных перевозок и выходить на уровень рентабельности в 32% ставит под сомнение реализацию железнодорожной реформы. “В таких условиях рынок просто не может возникнуть. Но в этом есть вина и частных компаний, которые не желают работать на малодоходных рынках, – сетует Чертков. – В свою очередь, РЖД не хочет отдавать им высокодоходные грузы – нефть, металлы, удобрения, руду и др. В результате тормозится реформа, а значит, развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок”.