Wal-Mart борется за Carrefour


Wall-Mart – крупнейшая в мире розничная сеть. В нее входит около 5000 магазинов, 75% которых находится в США. Компании принадлежит 38% японской сети Seiyu. В 2004 г. оборот компании вырос на 4,8%, до $256,3 млрд. Прибыль – на 12%, до $12,6 млрд.

Кроме Wal-Mart заявки на покупку компании подали японские ритейлоры Aeon и Izumiya. Официально ни претенденты, ни владелец сети эту информацию не комментируют. Но по словам источников, каждый из них готов заплатить за сеть более $300 млн. Ожидалась также заявка от компании Ito-Yokado, которая владеет японской сетью магазинов 7-Eleven, но в последний момент она отказалась участвовать в аукционе.

Восемь гипермаркетов Carrefour, которые разбросаны по всей Японии, привлекательны в первую очередь потому, что занимают огромные площади. Тот, кто купит эти магазины, получит преимущество в соревновании японских ритейлоров за место на рынке. Всем им необходимо как можно скорее переехать из тесных многоэтажных магазинов в просторные, хорошо оборудованные помещения “западного типа”. Сейчас больше всего шансов заполучить часть Carrefour у Wal-Mart и Aeon.

Carrefour решила избавиться от части активов в некоторых частях света после того, как рост объема продаж в Европе остановился. В октябре компания сообщила, что выручка и прибыль в этом году будет ниже, чем ожидалось ранее. Объем продаж в магазинах во Франции, которые были открыты год или больше назад, упал на 2,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. После этого руководство сети начало снижать цены, чтобы привлечь покупателей.

Борьба за японский потребительский рынок, второй по величине в мире после американского, не ограничивается конкурсом по Carrefour. Wal-Mart пытается закрепиться на нем, инвестируя в испытывающую проблемы сеть супермаркетов Seiyu.

По мнению аналитиков, и американцы, и их японские конкуренты пока только учатся работать на современном японском рынке. Японские фирмы пытаются перенять американские методы ведения торговли, а такие компании, как Wal-Mart, – понять, что больше всего нужно японскому потребителю, говорит консультант по недвижимости компании Kurt Salmon Associates Дэвид Хэмэти. “Это соревнование между иностранцами, которые хотят получше разобраться в рынке, и японцами, которые начинают лучше разбираться в маркетинге”, – говорит Хэмэти.

Пока Wal-Mart не достигла слишком заметных успехов в Японии. Компания построила один гипермаркет, а сейчас неспешно обновляет 400 магазинов недавно приобретенной сети Seiyu. Но если она победит в борьбе за Carrefour, ей сразу достанется несколько огромных магазинов, прекрасно приспособленных к японским потребителям и не нуждающихся в обновлении. Завершить сделку по покупке Carrefour, которая открыла свой первый магазин в Японии в 2000 г., Wal-Mart планирует в I квартале 2005 г. (WSJ, 2.12.2004, Кирилл Корюкин)