Бельгийцы не отпустили банк в Италию


“Совет директоров пришел к единогласному выводу о том, что нынешние условия не позволяют продолжать сделку”, – заявили в Dexia. В случае успешного завершения сделка между Dexia и Sanpaolo стала бы первым с 1996 г. слиянием банков из разных стран континентальной Европы. В результате объединения средних по европейским меркам банков могла бы быть создана группа с рыночной капитализацией 37 млрд евро ($49 млрд), что позволило бы ей занять 9-е место в Европе.

Банковские аналитики с самого начала относились скептически к возможности слияния Dexia и Sanpaolo. Они отмечали, что эффект от него будет незначительным: сэкономить удалось бы лишь 3–6% совокупных расходов. К тому же бизнес новой структуры был бы ограничен давно сформировавшимся и медленно растущим рынком Западной Европы.

Впрочем, слиянию Dexia и Sanpaolo в первую очередь помешала политика. Dexia кредитует муниципальные власти Бельгии и поэтому зависит от отношения правительства страны. В совет директоров банка входят ведущие политики Бельгии, в том числе лидер социалистов Элио ди Рюпо и министр иностранных дел Карел де Гухт. На заседании совета директоров присутствовал мэр Гента Франк Беке, чтобы “поддержать интересы бельгийских акционеров”, которые владеют 38% акций банка и выступают против сделки.

По словам источников, близких к Dexia, бельгийские политики опасались возможного перевода головного офиса Dexia из Брюсселя в Турин. “Бельгийские акционеры не видят смысла в слиянии. Dexia лучше оставаться самостоятельным банком”, – говорит Ги Бюртон, директор страховой компании Ethias, одного из трех крупнейших акционеров Dexia.

Sanpaolo пока от комментариев воздерживается. Совет директоров итальянского банка должен был состояться вчера, но вопрос о возобновлении переговоров рассматривать не собирались. “Чтобы говорить о слиянии, необходимо желание обеих сторон”, – говорит близкий к сделке источник в итальянском банке.

Трансграничные слияния банков в Европе редко завершаются успехом. Большинство европейских банков предпочитают экспансию на внутреннем рынке, ведь международные сделки затруднены множеством факторов – от языкового барьера до низкой прибыльности в странах с медленным ростом экономики. Партнерами европейских банков в международных сделках обычно становятся финансовые организации Великобритании и США, где надзорных и политических препятствий гораздо меньше. (DJ, FT, 29.11.2004, Татьяна Бочкарева)