Главу AIG подозревают в манипуляциях
По данным информированных источников, прокуратура Манхэттена начала расследование по подозрению, что председатель совета директоров и гендиректор AIG пытался влиять на цену акций своей компании во время поглощения ею в августе 2001 г. страховой компании American General. Сумма сделки составила $23 млрд, но AIG пришлось бы заплатить куда больше, если бы перед завершением сделки цена ее акций упала ниже определенного уровня. В США манипулирование ценами акций – уголовное преступление.
Акционеры American General за одну акцию своей компании должны были получить акции AIG на $46 – но только если в течение 10 дней перед сделкой цена акций AIG не выйдет за пределы коридора в $76,2–84,22. Если бы цена оказалась выше, акционеры American General получили меньше денег, если ниже – больше денег. Насколько больше пришлось бы заплатить AIG, зависело от размеров падения. Это условие часто используется при поглощениях для защиты акционеров покупаемой компании.
Акции AIG падали после объявления о сделке и незадолго до ее закрытия 29 августа 2001 г. По словам источников, знакомых с ходом расследования, Гринберг позвонил тогдашнему руководителю Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) Ричарду Грассо, чтобы попросить поддержать падающие акции. Грассо в тот день не было в офисе, но сотрудник биржи передал просьбу Гринберга трейдерам фирмы-маркет-мейкера Spear, Leeds & Kellogg, которые ведут торги акциями AIG. Торги на NYSE проводятся в биржевом зале, и маркет-мейкеры (их еще называют специалистами) обеспечивают их упорядоченный ход, при необходимости используя в сделке собственные средства. Теоретически специалисты Spear могли поднять акции AIG, купив их на свои средства, однако пока неизвестно, сделали ли они это после обращения Гринберга. Как бы то ни было, цена акций AIG, хоть и опускалась в августе почти до $77, так и не перешла нижнюю границу коридора.
Представитель AIG Джо Нортон заявил, что “прокуроры не связывались с Гринбергом, поэтому он не может высказать свое мнение” о расследовании. По словам юрисконсульта компании Эрнеста Пэтрикиса, Гринберг ранее публично заявлял, что специалисты на NYSE должны сглаживать резкие скачки акций. Объявления о поглощении часто ведут к краткосрочному падению акций компании-покупателя, и именно этого не должны допускать специалисты. “Если мы и жаловались [на действия специалистов], это было связано не с попыткой манипулировать рынком, мы лишь говорили, что специалисты должны делать свое дело”, – заявил Пэтрикис. В прокуратуре Манхэттена от комментариев отказались.
Гринберг ранее минимум дважды обращался к Грассо с письменными жалобами на специалистов Spear, считая, что они делают недостаточно, чтобы удержать акции AIG от падения. В письме Грассо от 23 октября 2002 г. он даже писал, что может перевести акции AIG на другую биржу. Потерять такого крупного клиента было бы большим ударом для NYSE, и Грассо просил Spear сглаживать колебания котировок акций AIG. Убытки Spear от операций с акциями AIG составили $14 млн. Четырехлетний контракт Грассо, по которому биржа должна была выплатить ему $187,5 млн и который стал причиной его отставки в 2003 г., формулировался в 1999 г., когда Гринберг был членом комитета по вознаграждениям NYSE. Поэтому в прошлом году Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) начала расследование, допросив Гринберга и двух специалистов Spear.
AIG является фигурантом сразу нескольких громких расследований. Она выступает соответчиком по иску против страхового брокера Marsh & McLennan, обвиняемого в ограничении конкуренции и обмане клиентов. Прокуроры также предполагают, что AIG с помощью своих финансовых продуктов помогала фальсифицировать показатели дистрибьютору мобильных телефонов Brightpoint и банку PNC Financial Services Group. (WSJ, 24.11.2004, Михаил Оверченко)